6 декабря 2005
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Комитетом
Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике провели
парламентские слушания на тему “Национальная безопасность и миграционная
политика”. В слушаниях приняли участие депутаты обеих палат парламента,
представители миграционной службы, таможни, органов внутренних дел, региональных
органов государственной власти.
События, произошедшие во Франции, когда на протяжении месяца эмигранты
арабского происхождения целенаправленно учиняли беспорядки, заставили задуматься
многих руководителей и политиков России о собственной миграционной политике.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, комментируя проблемы
демографии в России, неоднократно ссылался на печальный пример Франции.
Так, выступая на парламентских слушаниях, глава палаты вновь напомнил, что
процессы, происходящие в сфере миграции, имеют глобальный и системный характер.
“Присущая ей острота наглядно проявилась в последнее время во Франции и ряде
других европейских городов”, – заметил спикер.
Предметом особого внимания должно стать все, что связано с нелегальной
миграцией, уточнил Сергей Миронов. Далее глава палаты коснулся масштабов
миграции.
За последние 10-15 лет бедность, нищета, безработица, социальная
незащищенность, произвол бюрократии, коррупция на постсоветском пространстве
породили колоссальный поток мигрантов. Вследствие своего срединного
географического положения Россия стала объектом нерегулируемой миграции. По
оценкам экспертов, сегодня в стране нелегально находится 5, 5 миллиона граждан,
а по некоторым данным эта цифра достигает уже 15 миллионов. Кроме того, Россия
стала как бы коридором для так называемой “транзитной” миграции из стран Азии, в
первую очередь Афганистана, Ирана, Пакистана, Китая, Вьетнама, в Европу. Такому
“транзиту” способствует значительная протяженность сухопутных границ стран СНГ с
государствами Азиатского региона, недостаточное техническое оснащение
государственных границ и пограничных постов, сложность патрулирования отдельных
участков, неэффективность систем учета мигрантов. Свою лепту внес и свободный
или упрощенный режим въезда в страны СНГ граждан из третьих государств, имеющих
с ними общие границы. А отсутствие должной координации между странами СНГ,
особенно в сфере законодательного регулирования миграции, создает множество
правовых “лазеек” , которыми пользуются нелегальные мигранты и организаторы
незаконного перемещения людей из страны в страну.
Участники парламентских слушаний отмечали, что неэффективность отдельных
направлений миграционной политики государства оборачивается нарастанием
внутренних угроз национальной безопасности России. В первую очередь речь идет о
слабо контролируемом потоке мигрантов. С одной стороны, передача проведения
миграционной политики в ведение МВД России – Федеральной миграционной службе
позволила добиться определенных положительных результатов в совершенствовании
нормативной базы, регулирующей миграционные процессы, и принять практические
шаги по пресечению нелегальной миграции. С другой стороны, продолжает
сказываться негативное воздействие нелегальной миграции на различные стороны
жизни общества, которое значительно превышает положительное влияние легальной
миграции на экономическую и демографическую ситуацию в стране. Серьезную
озабоченность вызывает рост преступности среди мигрантов. На фоне сокращения за
последние пять лет преступности среди граждан России на 30 процентов количество
преступлений, совершаемых иностранцами, увеличилось на 15 процентов. При этом
число преступлений против жизни и здоровья граждан выросло на три четверти.
Иммигранты и нелегальные мигранты являются основными поставщиками на территорию
России запрещенных к обороту наркотиков.
Легализация мигрантов, о которой сообщила Федеральная миграционная служба,
вызвала бурную реакцию в обществе. Многие СМИ возмущенно писали: на фоне
растущей неконтролируемой миграции официальные власти начали процесс легализации
нелегалов. Константин Ромодановский, возглавляющий ФМС России, проинформировал
участников парламентских слушаний о мерах его ведомства, предпринимаемых в сфере
миграционной политики. В частности, он разъяснил, что Федеральная миграционная
служба совместно с другими министерствами направила в Совет безопасности России
предложения о целесообразности проведения мероприятий по определению правового
статуса мигрантов: их в стране от 5 до 10 миллионов. В связи с этим с 1 сентября
текущего года в городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Иркутск,
Московской и Сахалинской областях, а также Приморском и Краснодарском краях
проводится эксперимент, целью которого является определение статуса мигрантов,
находящихся на данной территории, и вывод их из налоговой тени. Эксперимент
охватывает только иностранных граждан, прибывших в нашу страну в безвизовом
порядке, то есть из стран СНГ, и проводится на основе действующего
законодательства России. Константин Ромодановский признал, что существующий
механизм выдачи “разрешительных” документов сильно забюрократизирован и зачастую
сопровождается злоупотреблениями сотрудников ФМС. Поэтому мигранту проще жить и
работать в тени, чем на законном основании. К этому его подталкивает
недобросовестный работодатель, которому выгодно незаконно привлекать иностранную
дешевую рабочую силу. Так он не только уходит от налогообложения, но и не
выплачивает обязательный социальный пакет работникам (медицинская страховка,
пенсионные отчисления и так далее). В то же время глава
Федеральной миграционной службы согласился с тем, что мероприятия по
определению правового статуса мигрантов – это вынужденная мера.
Совершенно объективно, констатировали участники парламентских слушаний, что
необходимо создать центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц
без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в
России.
23 сентября введен в действие центральный программно-аппаратный комплекс
(ЦБДУИГ), что позволит связать в единое информационное пространство 13 наиболее
напряженных в миграционном отношении регионов, а именно: Краснодарский,
Хабаровский, Приморский края, Псковскую, Ленинградскую, Иркутскую, Астраханскую,
Свердловскую, Белгородскую, Амурскую, Калининградскую, Читинскую, Ростовскую
области и город Санкт-Петербург. До конца года планируется опутать единой
информационной сетью всю территорию страны, причем доступ к ней будут иметь все
заинтересованные ведомства. В целом в текущем году к административной
ответственности за нарушение миграционного законодательства привлечено свыше
одного миллиона 230 тысяч человек. При этом по решению судов выдворены в
административном порядке за пределы Российской Федерации всего 57 тысяч человек.
Здесь необходимо отметить, что сегодня мы имеем в наличии два механизма,
позволяющих эффективно противодействовать нелегальной миграции, –
административное выдворение и депортация. “Для того чтобы обеспечить мероприятия
по административному выдворению и депортации всех нелегальных мигрантов, нам
потребуется порядка 5 миллиардов долларов США” , – заметил Константин
Ромодановский. Статистические данные показывают, что доля непосредственно
депортированных иностранных граждан очень мала, что объясняется не до конца
проработанным порядком применения данной процедуры. Кроме этого есть еще один
острый вопрос, касающийся нелегалов. Где и как должны содержаться граждане,
подлежащие административному выдворению или депортации? Подобные учреждения
созданы сегодня только в Москве и Саратовской области. В марте министр
внутренних дел обращался к главам российских территорий с предложением создать
соответствующие инфраструктуры. На это предложение откликнулись губернаторы
почти половины регионов России.
Участники парламентских слушаний отмечали еще один болезненный для нас вопрос
– факты незаконной выдачи паспортов гражданина Российской Федерации. В
большинстве случаев эти факты сопряжены с осуществлением противоправной, в том
числе террористической деятельности. Выявлено более 21 тысячи незаконно выданных
паспортов в период 1997-2005 годов, из которых более 4 тысяч выдано на
территории Южного федерального округа. Отмечаются факты утраты паспортов
сотрудниками паспортно-визовой службы. Всего таких случаев обнаружено более 2
тысяч, из которых половина приходится на Юг России. Более того, на территории
страны зафиксированы фирмы, которые оказывали нелегалам так называемую “помощь”
по оформлению разрешительных документов. Преступная халатность сотрудников
паспортных служб, а также пособничество фирм, занимающихся подделкой документов,
по сути дела, могут превратить Россию в отстой для нелегалов.
Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности
Николай Бордюжа признал, что если государства, с точки зрения миграционной
политики, будут действовать по разным правилам игры, то России одной не удастся
серьезно улучшить ситуацию. Не воздействуя на соседей, нельзя нормализовать
положение в стране, поэтому необходима гармонизация законодательства, синхронная
работа в области паспортной реформы. Нужны соглашения с государствами-соседями о
единых подходах к миграционной политике. Это практика всего мира.
После трех часов работы участники парламентских слушаний рекомендовали:
Администрации Президента РФ создать госкомиссию по миграционной политике, а
парламентариям принять поправки в соответствующие законы. Межпарламентской
ассамблее СНГ предложено в 2006 году разработать концепцию общего миграционного
пространства стран Содружества.
Ольга Стройнова
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-06.12.2005.-№215.-с.2)