Российский театр скорее жив, чем мертв

26 декабря 2005


В Европе в среднем на один миллион жителей приходится 10 театров, то у нас всего 3. Поэтому понятно, почему на парламентских слушаниях Сергей Миронов заявил: культура, без сомнения, должна входить в число приоритетных национальных программ.



Гибель театру предрекали уже не однажды. Первый раз – после появления кинематографа, другой – после того, как всенародно доступной стала видеотехника и к тому же почти одновременно практически полностью развалилась система господдержки. Но театр остался жить. Более того, по словам Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, даже он, несмотря на бронь, полагающуюся руководителю палаты по должности, не всегда может посмотреть любимые спектакли – нет билетов!..


Сегодняшним проблемам русского театра были посвящены специальные парламентские слушания на Большой Дмитровке. В частности, сенаторы, депутаты и театральные деятели пытались решить вопросы нормативно-правового обеспечения по сохранению и развитию театрального искусства России в контексте административной и бюджетной реформ.


Кстати, по информации Сергея Миронова, сегодня только 20 процентов российских городов с населением свыше ста тысяч человек имеют собственные театры. Причем лишь в шести из них действуют театры всех видов (драмы, комедии, детские, оперы и балета).


Вообще же если рассматривать театральную систему России в целом, то раньше проблема нехватки театров компенсировалась выездами столичных коллективов на гастроли. Практически в каждом городе существовали клубы, дома культуры, с радостью предоставляющие им свои площадки. Но после “ликвидации” большинством предприятий своих социальных объектов (им было придумано мудреное обозначение – “непрофильные активы”) ДК были проданы и переоборудованы в торговые центры и рестораны. А, кроме того, дороговизна билетов сделала коммерчески невыгодными сами театральные гастроли. Так, концерты небольшой, по сравнению с театральной труппой, рок-группы ДДТ во Владивостоке едва смогли окупить дорогу. Видимо, отсутствием гастролей и объясняется тот феномен, что по сравнению с довольно благополучным советским периодом количество театров в нынешнее неблагополучное время выросло. Это, правда, еще говорит и о том, что у зрителя осталась тяга к огням рампы. Тем не менее даже свыше полутысячи театральных площадок все равно недостаточно для России. К примеру, если в Европе в среднем на один миллион жителей приходится 10 театров, то у нас всего 3.


Поэтому понятно, почему на парламентских слушаниях Сергей Миронов заявил: культура, без сомнения, должна входить в число приоритетных национальных программ. Кстати, он напомнил участникам дискуссии, что результатом совместной работы законодателей и Союза театральных деятелей России стал законопроект “О театре и театральной деятельности в Российской Федерации”. Однако его судьба оказалась несчастливой. Документ был внесен в Государственную Думу в декабре 1999 года, но депутаты его до сих пор так и не удосужились рассмотреть. В настоящее же время принятие этого закона станет возможным только после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс.


Не трудно догадаться, что проблем у театров более чем достаточно. Так, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, как и положено воспитанному человеку, поблагодарил парламентариев за постоянное внимание к вопросам развития театрального искусства в России и за то, что Совет Федерации следит за изменениями правового поля.


Однако при этом обратился к законодателям с просьбой “использовать все рычаги влияния” и ускорить принятие закона “Об автономных учреждениях”, а также постановления об утверждении Перечня категорий и профессий творческих работников, с которыми может быть заключен срочный трудовой договор. Причем он напомнил, что на протяжении четырех лет действия нового Трудового кодекса деятельность театральных работников вообще находится вне правовой сферы.


А вот глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, выйдя на трибуну для доклада, стал защищать зрителя, который зачастую не может себе позволить пойти в театр из-за дороговизны билетов. Обращаясь к министру культуры и массовых коммуникаций Александру Соколову, который до этого отчитался в цифрах о том, сколько выделено средств на поддержку театральных коллективов России, экс-министр заметил: по его мнению, определение ценовой политики – наиболее существенная проблема для столичных театров. При этом он также обратил внимание законодателей на то, что в законе о концессиях должна быть учтена специфика театральной деятельности. “Необходим закон, который бы защитил здания театров от приватизации”, – подчеркнул Михаил Швыдкой.


Выступавший вслед за ним мэтр отечественного театра, худрук МХТ им. А.П.Чехова Олег Табаков стал развивать совершенно другие идеи. По его мнению, количество театров в России не только не малое, на чем настаивали предыдущие выступающие, а даже слишком избыточное. Он, правда, посочувствовал провинциальным театрам, их неустроенности и бедности. По словам худрука МХТ, с такими зарплатами в таких театрах “могут работать только юродивые”. 2318 рублей – минимальная ставка начинающего актера и 4500 – зарплата народного артиста. И вместо того чтобы поддерживать умирающие коллективы, лучше бы эти деньги направить в успешно состоявшиеся проекты, чтобы “поднять градус искусства” в стране. “Театр, прежде всего – это театрально-зрелищное предприятие, которое предполагает зарабатывание денег”, – однозначно констатировал артист.


Впрочем, зачем, к примеру, МХТ им. А.П. Чехова дополнительное финансирование, также было не совсем ясно из выступления его худрука. Поскольку Олег Табаков с удовольствием рассказывал, что в его театре и без того хорошие зарплаты, отпускные и премии. При этом дотации государства исчисляются десятками миллионов рублей.


С коллегой не согласился другой известный актер и режиссер, возглавляющий сегодня театр “Сатирикон”, Константин Райкин. Заявив, что суть театра не только в зарабатывании денег. По его словам, “публика в городе, где есть театр, на порядок выше, чем та, где театра нет”. И заметил, что если количество театров сократится, то это приведет к самым печальным последствиям. Ведь театральное искусство, являясь особым видом художественного творчества, играет важную роль в формировании нравственного, духовного и культурного потенциала общества.


Со временем эмоциональные выступления уступили место сухой констатации фактов. Сенаторы заметили, что одна из самых серьезных проблем сегодня состоит в том, что реальная численность творческого состава не соответствует потребностям театра. Число артистов государственных театров, определенная по нормативам, закрепленным Положением о принципах финансирования государственных муниципальных театров в Российской Федерации, должна составлять более 42 тысяч человек – по всем государственным, муниципальным и негосударственным театрам. Реально же работают здесь немногим более 20 тысяч.


Основная причина недостатка творческих кадров – низкая заработная плата. В 90-е годы наблюдался процесс, беспрецедентный для истории художественной культуры России – отток артистических сил. Заметное количество артистов оперы и балета и музыкантов-исполнителей уехали за рубеж, немало артистов (особенно молодых мужчин) сменили профессию. Более 70 процентов тех, кто “изменяет” актерской профессии, – это молодые люди, не проработавшие в театре и пяти лет. Отсюда деформация трупп по возрасту, полу и амплуа. И, как следствие, неравномерность загрузки исполнителей, вынужденный художественный компромисс при выборе репертуара и распределении ролей. За последние годы уровень оплаты труда в театрах постоянно повышался за счет увеличения тарифных ставок, развития практики бюджетных надтарифных выплат (гранты Президента Российской Федерации, различного рода доплаты, губернаторские надбавки и т.д.) и использования резервов организаций (доплаты из привлеченных средств, из экономии фонда оплаты труда).


Причем недостаточна также и профессиональная социальная защищенность творческих работников театров. Специфика их профессии и творчества не учитывается в законодательстве о занятости, о социальном страховании, пенсионном законодательстве. Как заметил тот же Михаил Швыдкой, “нельзя художника приравнивать к частному предпринимателю”.


В итоге участники слушаний приняли ряд рекомендаций, которые должны изменить положение дел в театральном искусстве. А пока этого не произошло, провинциальным театрам придется по прежнему ходить “с шапкой по кругу”, чтобы хоть как-то выжить. Ведь в регионах они могут надеяться только на меценатов, да на губернаторов, которые и не дают окончательно погибнуть русскому театру в провинции.


Александр Ржешевский


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-24.12.2005.-№229.-с.2)