"Режим террористической опасности"

23 марта 2005

Преодолеть разногласия по законопроекту о противодействии терроризму не удается, силовики не дают ввести в закон норму о конкретной ответственности исполнителей.


Председатель СФ Сергей Миронов провел заседание Временной комиссии по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму. Спикер сообщил о поступивших четырех предложениях, в частности, по изготовлению установки для дистанционного обнаружения всевозможных веществ, включая взрывчатые и наркотические. Расходы на НИОКР небольшие, и спикер надеется, что деньги будут выделены уже в этом году.


Другие докладчики говорили о более серьезных вещах. Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов призвал законодателей быстрее принимать новый закон о противодействии терроризму. Прокурор напомнил – близится лето, а с ним и годовщина терактов.


Кажется, главной функцией силовиков стала жажда посильнее напугать население, в этом они отчаянно конкурируют и друг с другом и с самими террористами. Из-за нежелания ввести в закон конкретную ответственность за гибель людей принятый в первом чтении 17 декабря новый закон о противодействии терроризму серьезно тормознулся. Из-за отсутствия ответственности журналисты не могут разделить террористов, заложников, их освободителей и тех, кто вообще шел мимо или стоял рядом. Мало того, парламентская Комиссия по расследованию обстоятельств трагедии в Беслане оказалась закрытой даже для депутатов, а силовики, которые должны были отвечать на вопросы, сами диктуют членам комиссии. Что – остается закрытым для журналистов.


Зато СМИ будет отведена ключевая роль в тиражировании официальных сообщений об уровнях террористической опасности – такое оповещение является серьезной новацией в будущем законе.


Силовики же гнут свое. Устинов вновь настаивал на необходимости изымать все имущество террористов, предлагая ущерб жертвам терактов компенсировать за счет конфискованного имущества террористов. Председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров напомнил, что в общей сложности надо принять 33 закона, пока же принят и подписан президентом закон о мерах безопасности на воздушном транспорте (закон отдает милиции монополию досматривать и допрашивать авиапассажиров, а заодно – и взимать дань с продавцов пиротехники).


Зампред Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков считает, что торможение закона о противодействии терроризму приняло уже политический характер, не слишком ли много ответственности возлагается на президента? По словам сенатора, подготовлен законопроект об альтернативной подсудности, который даст возможность председателю Верховного суда определять, в каком суде присяжных будет слушаться дело – в СМИ прошла информация о том, что наши суды присяжных не справляются, оправдывают террористов.


Замминистра юстиции Евгений Сидоренко считает неприлично мелкими дебаты вокруг законопроекта по терроризму, не говоря уж об ответственности президента. Действующий закон о борьбе с терроризмом безнадежно устарел. Сидоренко предлагает перестать кланяться иностранным государствам и ввести в законодательство России нормы ответственности за терроризм с санкциями в отношении государств, его поддерживающих.


Однако споры не ограничиваются одной ответственностью. Геннадий Гудков (“Единая Россия”) готовит поправки и считает, что закон о противодействии терроризму оказался слишком сложным. Гудков предлагает ввести норму обязательного согласования с парламентом решения о введении “режима террористической опасности” на территории более чем одного субъекта Федерации на срок более десяти дней. Существующая система противодействия терроризму и оргпреступности неэффективна, улучшить ее косметическими мерами невозможно. Законы можно совершенствовать до бесконечности, но проблема не в них, а в исполнителях. По мнению парламентария, штатная численность правоохранительных органов неоправданно раздута и нуждается в оптимизации.


Лев Московкин


 


Источник: ("Московская правда" (Москва).-23.03.2005.-№059.-с.1,2)