24 апреля 2003
Вчера состоялось заседание Совета Федерации. Главной темой дискуссии, как и ожидалось, стало принятие федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг”. – Дискуссия будет жаркая, – предположил накануне Сергей МИРОНОВ. И этот прогноз полностью оправдался. Обсуждение продолжалось почти полтора часа. Больше часа сенаторы “терзали” вице-премьера Виктора ХРИСТЕНКО различными вопросами.
Докладчик – председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян – подчеркнул, что закон относится к важнейшему блоку законопроектов о реформе жилищно-коммунального хозяйства и направлен на совершенствование федерального законодательства по оплате жилья и коммунальных услуг. Законопроект с момента внесения его в Государственную Думу в мае 2002 года привлек к себе повышенное внимание депутатов Государственной Думы и претерпел очень серьезные изменения компромиссного характера. Его предварительное обсуждение также было достаточно широким в Совете Федерации. Комитет считает, что, несмотря на отмеченные недостатки, федеральный закон открывает путь для структурных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве. Этого закона ждут регионы, так как он позволит направить средства из федерального бюджета этого года, предусмотренные для финансирования льготных категорий граждан по оплате ЖКХ, это порядка 14 млрд. рублей.
Позицию правительства сформулировал Виктор Христенко. Редкий случай, когда внесение в законодательство отраслевое при понимании достаточно бурной полемики, которая вокруг этого разворачивается, обеспечено средствами бюджета. Этот закон в отличие от очень многих других обеспечен ресурсами, в том числе и в бюджете 2003 года.
НАША СПРАВКА. Сегодня доля затрат населения на оплату жилья в среднем по России составляет около 70 процентов. Она дифференцирована по субъектам Российской Федерации. Есть регионы, где население оплачивает 100 процентов жилищно-коммунальных услуг. Есть субъекты, где покрытие находится на уровне 30 процентов.
В числе первых слово для выступления попросил Рафгат Алтынбаев. Он признал, что закон не идеален. К сожалению, нет информации, что же в итоге последует за принятием или, наоборот, непринятием этого закона. Цена вопроса – двадцать с лишним миллиардов рублей, которые должны поступить в субъекты и далее в муниципальные образования. На пороге уже май, и надо заниматься полным ходом подготовкой к зиме. Задержка выплаты этих средств приведет к негативным последствиям. Отсюда вывод – закон необходимо принять, а улучшить и откорректировать его никогда не поздно.
– Я приведу всего один аргумент, по которому этот закон сегодня принимать нельзя ни в коем случае, если мы называемся палатой регионов, – вступил в полемику Вячеслав Новиков. – Дело в том, что в этом законопроекте, как вы все знаете, предусмотрено, что в 2003 году будет потрачено 15, 5 миллиарда на реализацию этого закона. 1 января 2005 года эти 15, 5 миллиарда должны быть найдены в субъектах Федерации. И под эти 15, 5 миллиарда нет ни одного источника финансирования.
Сенатор предложил отклонить закон с созданием согласительной комиссии, чтобы изыскать источники для компенсации этих дополнительных расходов субъектов Федерации.
Игорь Каменской высказал мнение Комитета по социальной политике – поддержать данный закон. Это не только мнение большинства членов Совета Федерации, входящих в Комитет по социальной политике, это результат достаточно большой работы комитета, включая очень масштабные парламентские слушания, на которых присутствовал и глава Госстроя, и министр экономического развития, и министр труда и социального развития.
– Мы все прекрасно понимаем, – констатировал выступающий, – что закон очень сложный, но он перезрел. И отправлять его сейчас на согласительную комиссию, особенно с учетом того, что все это происходит в предвыборные годы, это обречено на возникновение еще бесчисленного количества поправок, изменений и уточнений, которые заведут в тупик.
Виктор Орлов высказал убеждение, что отклонять закон, для того чтобы сделать в нем дополнительно одну запись об источниках финансирования или уточняющую, не стоит. Вместе с тем, отметил он, за последние годы мы имеем массу примеров, когда потребности дотационных субъектов Федерации выполняются или возмещаются наполовину, а то и меньше. Может быть, нам стоит, и я предлагаю сделать протокольную запись в адрес Комитета по бюджету и в адрес правительства при рассмотрении бюджета на будущий год, выделять средства в соответствии с реальными потребностями субъектов Федерации и предусмотреть увеличение фонда финансовой поддержки регионов, но не за счет перераспределения внутри статей, а за счет общего его увеличения.
Вадим Густов в свою очередь призвал принять закон, чтобы дать возможность правительству работать. Закон позволяет внедрять систему мер по реализации, по реальному реформированию коммунального хозяйства. Ведь то, что сегодня заложено, дает возможность формировать реальные бюджеты, реальные коммунальные бюджеты и субъектов Федерации.
– Решение о реформировании нас не пугает, – сказал Сергей Шатиров. – Этот закон устанавливает правила игры в реформе ЖКХ. Отстраивает вертикаль принятия решений, и нас это тоже устраивает. Мы в Кемеровской области не боимся начать этот процесс. Однако в следующем году мы должны добиться совместными усилиями отдельной и понятной строчки по финансированию адресной помощи и поддержки.
После того как под выступлениями сенаторов подвели черту, слово опять предоставили Виктору Христенко. Он, в частности, сказал, что этот закон – плод компромисса. “Он отличается от того документа, который вносило правительство, – продолжил министр. – Хотя моя любимая поговорка на эту тему, что верблюд – это арабский скакун, который прошел процесс согласования, тем не менее, несмотря на все сложности, трудности этого пути, компромисса, закон сохранил свое основное содержание”. После этого вопрос поставили на голосование.
Вот его результаты:
За/116 чел./65, 2%
Против/14 чел./7, 9%
Воздержалось/8 чел./4, 5%
Голосовало/138 чел./
Не голосовало/40 чел./
Таким образом, закон считается принятым.
***
Сенаторы желают знать, почему их могут отозвать.
Совет Федерации, рассмотрев заключение Комиссии по Регламенту и организации парламентской деятельности, отказался прекратить досрочно полномочия члена Совета Федерации Рафгата Алтынбаева.
Почти всегда достаточно формальная и скоротечная процедура на этот раз затянулась, став поводом для жарких споров. Председатель Комиссии по Регламенту и организации парламентской деятельности Николай Тулаев отметил, что это уже не первый случай немотивированного отзыва членов Совета Федерации, которые представляют не только регионы, но и Российскую Федерацию в целом. Подобная практика, по мнению сенатора, дискредитирует верхнюю палату Федерального Собрания. В этой связи нужны поправки и изменения в действующее законодательство, определяющие процедуру и мотивы досрочного отзыва.
Его поддержали коллеги. Оганес Оганян, взявший слово первым, заявил, что в основе отзыва Рафгата Алтынбаева лежат другие, политические мотивы. О необходимости перенести рассмотрение вопроса на более поздний срок говорили Сергей Агапцов и Людмила Нарусова.
– Голосуя против, – разъяснил свою позицию Петр Волостригов, – я выражаю протест против грубого силового давления, оказываемого на членов Совета Федерации.
И голосование показало, что такая точка зрения нашла поддержку большинства сенаторов.
***
Земля должна перейти храмам.
Верхняя палата рассмотрела и поддержала проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”.
С законодательной инициативой выступили члены Комитета по аграрно-продовольственной политике. Вполне закономерно выглядит решение сенаторов назначить своим представителем при рассмотрении законопроекта председателя этого комитета Ивана Старикова.
Вот как прокомментировал предлагаемые изменения в действующие нормативные правовые акты заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин:
– Поправки в Земельный кодекс вносят ясность в отношениях между церковью и государством в вопросе землевладения религиозных организаций. Сейчас все конфессии должны с 1 января 2004 года выкупать или оформлять договора об аренде на платной основе земельных участков, на которых расположены культовые сооружения. А это немалые деньги, которых у большинства религиозных организаций просто нет. Кроме того, это способно нарушить гармоничные отношения, сложившиеся между церковью и государством за последние годы.
Позиция Совета Федерации – закон нуждается в корректировке. Поправки необходимо реализовать в сжатые сроки, до конца года. Законопроект предполагает предоставить религиозным организациям право безвозмездно и бессрочно пользоваться землями, на которых находятся их культовые здания.
***
Помощь получат конкретные люди
В перерыве Сергей Миронов ответил на вопросы журналистов, которых интересовало в первую очередь отношение спикера к решению законодателей, отказавшихся прекратить полномочия своего коллеги из Татарстана Рафгата Алтынбаева. Сергей Михайлович отметил, что очень сожалеет об этом решении. “По закону, – подчеркнул он, – мы были обязаны подтвердить решение органа власти субъекта Российской Федерации, согласны мы с ним или нет. Оно вступает в юридическую силу со дня принятия решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Верхняя палата лишь подтверждает это решение”.
Сергей Миронов выразил сожаление, что члены Совета Федерации сочли необходимым отложить этот вопрос, чтобы Комиссия по Регламенту и организации парламентской деятельности запросила президента Татарстана о мотивах его решения по отзыву своего представителя. В присланных документах на этот счет ничего не сказано. “Не сомневаюсь, – сказал Сергей Миронов, – что на следующем заседании это решение будет принято, потому что других вариантов быть не может”.
Председатель Совета Федерации выразил удовлетворение принятием закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг”.
– Необходимо начать реальную адресную социальную помощь, о чем мы долгие годы говорили. Бесполезно бросать огромные деньги просто на содержание ЖКХ, – подчеркнул он. – Деньги должны получать конкретные люди, проживающие в конкретных квартирах. Такова идеология данного закона. Я не сомневаюсь в том, что в ближайшем будущем при работе над Жилищным кодексом будут учтены и устранены недостатки, которые имеют место. Сегодня из уст моих коллег звучали справедливые замечания и нарекания. Хотелось бы, чтобы из правительства и Госдумы законы поступали без огрехов, способных иногда по формальным основаниям загубить хороший в целом закон.
***
ДорогИ дОроги, да бездорожье дороже
Вчера был рассмотрен ряд нормативных правовых актов и законопроектов. Не все из них прошли “госприемку” верхней палаты. Так, сенаторы отклонили федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов”.
Среди законопроектов особый интерес представляет проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статью 5 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации”, направленный на уточнение отдельных положений статьи 5 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации”) чтобы привести их в соответствие с Конституцией.
В рамках “правительственного часа” на заседании Совета Федерации сенаторы заслушали информацию правительства об исполнении бюджета за прошлый год. О своей работе перед сенаторами отчитались вице-премьер Алексей Кудрин, министр по налогам и сборам Геннадий Букаев и министр транспорта Сергей Франк.
Игорь Наумов