Реформа ЖКХ, как затянувшийся сериал

22 мая 2008

Основные болевые точки в обеспечении россиян жильем в сфере ЖКХ и жилищного строительства определил в своем выступлении на прошедшем в Москве в Колонном зале Дома союзов Форуме жилищно-коммунальной сферы и инвестиционно-строительной деятельности Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.


К сожалению, многие проблемы в этой сфере, по словам спикера, очень трудно решаются. “Сегодня следует признать, – отметил он, – что главная цель нашей государственной политики, с точки зрения обеспечения каждого россиянина жильем, еще далека от достижения”. Мало кто из граждан может приобрести жилье самостоятельно. Цены на него стремительно растут, условия ипотеки далеко не комфортны. Уровень государственной поддержки молодых семей, несмотря на существующую программу, является явно недостаточным – размер субсидий не позволяет оплатить и половины приобретаемого жилья. Поэтому с учетом уровня доходов шансы на приобретение жилья молодыми сегодня практически равны нулю.


По мнению главы верхней палаты, требуется государственная поддержка тем гражданам, которые ни при каких условиях не могут купить себе жилье. Для этого жилищная политика государства должна быть более социально ориентированной. Необходимо стимулировать покупательную способность населения путем развития накопительных схем для приобретения и строительства жилья. Также нужно предпринять целый комплекс мер для стимулирования предложения на рынке строящегося жилья.


Исключительно рыночными методами жилищной проблемы населения не решить, убежден Сергей Миронов. По его мнению, лишь 10-12 процентов россиян сегодня в состоянии использовать ипотечный механизм. А что же остальные? Остальные сегодня “никогда, ни при каких условиях не смогут приобрести жилье”. В этих условиях государству необходимо четко осознать, что без строительства сдаваемого в наем социального жилья или, как его называют в Москве, “коммерческого”, проблемы не решить. Если мы будем уповать на создание среднего класса, повышение доходов населения, вопрос растянется на столетия.


Глава палаты, говоря о других способах решения проблемы, в качестве положительного примера привел опыт некоторых регионов по внедрению социальной ипотеки, предоставления жилья молодым семьям в зависимости от количества детей в них. Вплоть до того, что если в семье рождается трое или четверо детей, то она полностью освобождается от выплаты кредита на приобретенное жилье. Например, в Чернореченском районе Оренбургской области в результате использования подобного механизма рождаемость увеличилась в три раза!


Программы социальной ипотеки уже достаточно долго действуют во многих регионах страны. Так, в Татарстане, в Саратовской и Московской областях отдельным категориям граждан компенсируется часть процентной ставки в течение всего срока погашения ипотечного займа. В Нижегородской и Липецкой областях субсидируется часть первоначального взноса по кредиту, а в Белгородской при накоплении определенной доли стоимости жилья гражданам начисляется государственная премия из регионального бюджета. Имеющийся в регионах опыт социальной ипотеки надо использовать и на федеральном уровне, подчеркнул глава верхней палаты российского парламента.


Сергей Миронов уже достаточно долгое время пробивает идею строительных сберегательных касс, которые с успехом используются в Европе. Сегодня, отметил он, “законопроект внесен в Государственную Думу, и сейчас идет битва (я называю вещи своими именами) – быть этому закону или не быть”. Очень мощное лобби противодействует его принятию, хотя, по оценке спикера, в случае принятия такого закона решить жилищную проблему смогут еще 20-25 процентов россиян.


Касаясь объемов строительства жилья, Сергей Миронов назвал реальной поставленную руководством страны задачу – ежегодно вводить в строй по одному квадратному метру на каждого гражданина. Но для этого надо разрешить ряд проблем. Например, парадоксальную ситуацию, когда при наличии огромных пустующих территориий земля под жилищное строительство является таким же… огромным дефицитом. Также надо развязать другие, в том числе искусственно сплетенные узлы.


Говоря о жилищно-коммунальном хозяйстве, Сергей Миронов отметил, что без его модернизации невозможно обеспечить комфортные условия проживания наших граждан. “Реформа ЖКХ сегодня, – отметил он, – стала напоминать затянувшийся бразильский сериал, где очень много говорят, но очень медленно происходит то или иное действие”. За последние 15 лет мы не смогли ничего существенного сделать в этой сфере – все реформы заканчивались повышением тарифов с тем же, а то и ухудшающимся качеством предоставляемых услуг. По мнению спикера, такое положение объясняется отсутствием рыночных отношений в отрасли: многие чиновники на местах заинтересованы в том, чтобы не реформировать ЖКХ, а оставить все по-прежнему, “как говорится, родной куст и зайцу дорог”. “У меня такое ощущение, – заметил Сергей Миронов, – что зайцев пора давным-давно погонять”.


При этом глава палаты предупредил об опасности замены неэффективной государственной монополии ЖКХ на “якобы частную, но столь же неэффективную монополию”. Нужна, по его словам, реальная конкуренция в этой сфере с активным привлечением в нее малого и среднего бизнеса.


Сергей Миронов призвал участников форума представить конкретные предложения Совету Федерации, организовавшему это мероприятие, с тем, чтобы, используя право законодательной инициативы, верхняя палата смогла реально повлиять на улучшение ситуации в этой сфере.


Выступившие на форуме председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ Олег Толкачев, заместитель министра регионального развития Сергей Круглик, аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын, генеральный директор государственной корпорации “Фонд содействия реформированию ЖКХ” Константин Цицин, мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев и другие затронули различные аспекты обсуждаемых проблем, внесли конкретные предложения.


Для повышения эффективности деятельности жилищно-коммунального комплекса, по мнению участников форума, требуется сформировать федеральные и региональные административные стандарты оказания услуг в сфере ЖКХ, ускорить принятие административных регламентов оказания населению коммунальных услуг, обеспечить качественную и независимую экспертизу принимаемых проектов и решений, а также независимый мониторинг их реализации, внедрить стимулирующие новое строительство механизмы.


Конкретные рекомендации участники форума адресовали Правительству страны, министерствам регионального развития, финансов, экономического развития, Совету Федерации, законодательным органам власти субъектов РФ.


***


СПРАВКА “ПГ”


Жилищные условия более 40 процентов населения России не отвечают современным требованиям благоустройства и комфортности. Средняя обеспеченность жилой площадью населения в стране составляет 21,1 квадратного метра на человека, что в два раза ниже среднеевропейского уровня.


По оценке Росстата, износ основных фондов в промышленности строительных материалов составляет не менее 44 процентов. Цены на жилье в России с 1998 года росли в среднем на 27 процентов в год, что значительно выше уровня инфляции и темпов роста стоимости строительных материалов.


В результате превышения роста цен на жилье над ростом доходов населения коэффициент доступности жилья увеличился с 4,2 лет в 2005 году до 4,7 лет в 2006 году. В ходе федеральной целевой программы “Жилище” на 2002-2010 годы за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 131,5 тысячи семей, из аварийного и ветхого жилья переселено 27,1 тысячи семей.


Источник: "Парламентская газета" (Москва).-22.05.2008.-№034-035.-с.7