Разграничить полномочия центра и регионов. ("Парламентская газета" (Москва).- 19.02.2003.- №033.- c.1, 2)

19 февраля 2003

Вчера в Совете Федерации состоялось очередное заседание Совета законодателей России, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с административной реформой и реформой местного самоуправления. В работе Совета законодателей принял участие и выступил Президент РФ Владимир ПУТИН. В заседании кроме представителей законодательных собраний субъектов Федерации и сенаторов участвовали генеральный прокурор Владимир УСТИНОВ, председатель Центризбиркома Александр ВЕШНЯКОВ, заместитель главы Администрации Президента РФ Дмитрий КОЗАК.

Открывая заседание, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов сказал, что проблема разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления давно уже стала предметом широкой общественно-политической дискуссии. Эти вопросы неоднократно обсуждались комиссией при Президенте Российской Федерации, проделавшей колоссальный объем работы, и Государственным советом при Президенте Российской Федерации, на совещаниях в федеральных округах. Немалый вклад в решение проблемы внесли отечественные и зарубежные ученые-правоведы.

Однако решающая роль в совершенствовании правовой базы разграничения предметов ведения и полномочий всегда принадлежала и будет принадлежать представителям органов государственной власти, в частности Федеральному Собранию, двухпалатная природа которого предопределяет его лидирующую позицию в процессе разграничения компетенции не только в рамках законотворческого процесса, но и выработке правовой доктрины.

Совместно с Государственной Думой, заявил Сергей Миронов, мы провели парламентские слушания по вопросам разграничения компетенции между разными уровнями публичной власти. Совет законодателей также неоднократно обращался к данной теме. Все это продемонстрировало значимость на современном этапе вопроса развития российской государственности.

В канун 2003 года Президент Российской Федерации подвел промежуточный итог многолетнему обсуждению проблемы, внеся на рассмотрение Государственной Думы соответствующие законопроекты. Все это позволило вывести процессы разграничения компетенции в России на новый, более высокий уровень.

После этого Сергей Миронов предоставил слово для выступления Президенту Российской Федерации Владимиру Путину.

Открывая дискуссию по первому обсуждаемому вопросу, глава Госсобрания Республики Марий Эл Юрий Минаков обратил внимание на необходимость проведения комплексной ревизии всего федерального законодательства, ускоренной корректировки не соответствующих друг другу, а порой и Конституции, ряда законов.

– Правомерна идея создания в России эффективного государства. Но эффективное государство не может функционировать без эффективного законодательства, – убежден Юрий Минаков, считая, что назрела необходимость разработки целевой программы долгосрочного законодательного планирования, создания единой российской системы законотворческой деятельности. Это позволит добиться полного соответствия федерального и регионального законодательства друг другу.

Поддерживая основы разграничения предметов ведения и полномочий органов госвласти, местного самоуправления, Юрий Минаков одновременно обратил внимание на социальный аспект взаимоотношений между региональной госвластью и органами местного самоуправления. Те конфликты, которые случаются между их руководителями, в подавляющем большинстве носят не личностный характер, а они заложены в самой системе власти, – считает он, напоминая, что Конституцией местное самоуправление отделено от государства.

– Реформирование страны подошло к тому этапу, когда наше движение вперед напрямую зависит от координации всех ветвей власти и уровней управления, – в свою очередь отметил председатель Законодательного собрания Ростовской области Александр Попов. – Как и создание институтов ответственности за неисполнение полномочий.

Как считает Александр Попов, действующая Конституция, к сожалению, не решает возникающие проблемы разграничения полномочий между Центром и регионами по предметам совместного ведения. Все это порождает некоторые неопределенности. Что касается представляемых законопроектов, то в этом должны разобраться не только рабочая комиссия, профильные комитеты Госдумы, но и вся система власти в стране. Одновременно им была отмечена слабая связь между федеральными и местными законодателями. Это также порождает различные неясности. В частности, уже действует закон о земле. Но в Южном федеральном округе только один субъект Федерации принял соответствующий собственный закон.

Со своей стороны председатель Ленинградского областного Законодательного собрания Виталий Климов подчеркнул, что за последние десять лет данная тематика вот уже трижды обсуждалась на столь высоком государственном уровне. Сегодняшний разговор – наиболее системный. И это обнадеживает. Тем не менее, по его словам, все реформирование власти необходимо вести в полной взаимосвязи с реформами в электроэнергетике, жилищно-коммунальной сфере. А председатель Новосибирского областного Совета народных депутатов Виктор Леонов, принимавший участие в работе комиссии по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий, сразу же подчеркнул, что “нынешнее законодательство о местном самоуправлении отстало от реалий экономики”. И поэтому предлагаемые законопроекты, по его мнению, являются “основой для реформирования существующей и построения новой системы власти управления в государстве”.

– Самое главное, что при всем нашем недовольстве сложившейся ситуацией мы очень робко пытаемся ее изменить, а порой складывается впечатление, что даже и не пытаемся, боясь, чтобы не получилось как всегда, – резко заявил он. – Должно быть два подхода к оценке законопроекта: соответствие Конституции России и соответствие логике сегодняшних социально-экономических отношений и его влияния на их дальнейшее позитивное развитие.

В свою очередь председатель Алтайского краевого Совета народных депутатов Александр Назарчук, в отличие от большинства выступавших, безоговорочно не поддержал административную реформу в предлагаемом виде. Хотя и заметил, что алтайские законодатели в принципе согласны с президентскими законопроектами.

– В своем официальном отзыве на предлагаемые законопроекты мы предложили еще до рассмотрения их в первом чтении создать согласительную комиссию, – напомнил Александр Назарчук.

В выступлениях других участников заседания Совета законодателей прозвучали различные предложения, которые необходимо реализовать в президентских законопроектах о реформе органов местного самоуправления.

***
По итогам заседания Совет законодателей принял за основу разработанный президиумом проект постановления. Также решено рекомендовать Государственной Думе принять проекты новой редакции федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской федерации” в первом чтении.

По второму вопросу повестки дня совет отметил, что создание партийной системы является признаком демократического государства и зрелого гражданского общества. Совет законодателей принял решение рекомендовать законодательным (представительным) органам государственной власти России до 14 июля 2003 года завершить работу по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты субъектов Федерации в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

Подготовили Александр Линьков, Игорь Наумов и Сергей Трусевич.