Проблемы соседей - наши проблемы

10 ноября 2005




Необходимо создание механизмов политической и юридической ответственности региональных и местных властей за результаты их работы.



“Что касается всех гипотез отделения Северного Кавказа от России, то это необоснованные фантазии” , – заявил полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак.


Даже если кто-то очень этого хочет, то 23 миллиона человек, проживающих на Юге России, этого не допустят, уверен полпред. По его мнению, они иначе как в составе Российской Федерации себя не мыслят. Это заявление Дмитрий Козак сделал в Ростове-на-Дону на выездном совещании членов Совета Федерации от регионов ЮФО. Принимавший в нем участие председатель СФ РФ Сергей Миронов отметил, что актуальность такой встречи связана с поиском ответов на вопросы, поставленные жизнью в особой акватории России – на Северном Кавказе.


Спикер РФ уверен, что многие из накопившихся проблем можно решить за счет внутренних ресурсов. Прежде всего за счет укрепления взаимосвязей между регионами округа. Хозяйственный комплекс на Юге России изначально создавался на основе широкой производственной кооперации, которую сейчас необходимо восстанавливать. Однако подчас, посетовал Сергей Миронов, мы еще не умеем решать проблемы сообща. И очень часто делаем вид, что проблемы соседей нас не касаются.


Одной из ключевых проблем, по мнению Миронова, является отсутствие четкого разграничения полномочий и дублирование в работе служб и ведомств, действующих на территории округа и регионов. Это в конечном счете размывает ответственность как руководителей, так и служб в целом. Необходимо создание механизмов политической и юридической ответственности региональных и местных властей за результаты их работы.


Юг России – это регионы с большим социально-экономическим потенциалом. Для качественного улучшения социальной ситуации в Южном федеральном округе должны быть в полной мере использованы национальные проекты, обозначенные Президентом России в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и развития села, считает спикер СФ РФ. В этом свете необходимо также доработать федеральную целевую программу “Юг России”.


К сожалению, само совещание проходило в закрытом режиме, и пока принятые на нем решения недоступны общественности. Но, по словам Миронова, все предложения, здесь прозвучавшие, войдут в отдельный документ, который должен повлечь за собой изменения в бюджетной политике страны.


Перед совещанием и во время него среди журналистов, оставшихся за закрытыми дверями, муссировались слухи о том, что должно быть объявлено введение внешнего правления Президента РФ в некоторых регионах страны. Сенсации не состоялось. Правда, после окончания заседания Дмитрий Козак сообщил, что его участники одобрили решение о введении временной финансовой администрации в дотационных регионах. Это в первую очередь Корякский АО, Чеченская Республика и Ингушетия.


– Речь не идет о том, что кто-то отстраняется от власти, лишается всех полномочий. Органы региональной власти продолжают действовать, но им на помощь для выстраивания бюджетно-финансовой политики и для сбора налогов приходит должностное лицо, которое назначается федеральным Центром, – пояснил полпред.


По сути это означает, что в дотационных регионах должна вводиться временная финансовая администрация. “Исходя из нынешнего уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ под эту меру не менее чем через два года могут попасть пять субъектов Российской Федерации” , -сказал Козак.


Председатель Совета Федерации в свою очередь высказался за отказ от адресных программ инвестирования регионов. По его словам, такой способ финансирования оборачивается растратой средств на якобы важные мероприятия. Он предложил альтернативный путь оказания финансовой помощи в зависимости от численности жителей региона. “В каждом субъекте РФ есть определенное количество населения. Берется сумма, которую федеральный бюджет может выделить на федеральные программы, и делится на это количество. Это – инвестиционное обеспечение одного россиянина”, – заявил Сергей Миронов.


Немного статистики. В экономическом смысле Южный федеральный округ остается одним из самых проблемных регионов страны. Все субъекты ЮФО и в будущем году останутся либо дотационными, либо высокодотационными.


Несмотря на все усилия правительства снизить к 2006 году в России количество таких регионов, ЮФО останется по этому показателю безусловным лидером: восемь из тринадцати субъектов округа – высокодотационные. Больше того, в последние годы доля округа в доходах бюджета страны сокращается. В будущем году сохранится тенденция к увеличению разницы в уровне социально-экономического развития регионов. То есть богатые будут богатеть, а бедные – беднеть.


Наибольшую дотацию из федерального бюджета в ЮФО традиционно получают Дагестан, Ростовская область и Чечня. Именно в такой последовательности сохранится “большая тройка” потребителей федеральных денег и на будущий год. Калмыкия хоть и получит на эти же цели в полтора раза больше средств, чем в прошлом году, но до лидеров ей далеко. А вот остальные республики Северного Кавказа в будущем году из федерального бюджета получат средств меньше почти на 1 миллиард рублей.


Неутешительны данные и наших финансовых контролеров. По мнению Александра Пискунова, аудитора Счетной палаты РФ, причины сложной экономической ситуации на Юге России еще и в том, что региональные власти повсеместно предоставляют необоснованные налоговые льготы, крайне неэффективно используют собственность, допускают финансовые нарушения при приватизации. Прогнозные же макроэкономические показатели в субъектах сознательно занижаются. Ведь полученные, но незапланированные бюджетом доходы проще использовать бесконтрольно.


Яркий пример тому при подготовке бюджета-2006 явила Волгоградская область. Уже во время “нулевого” чтения закона о бюджете областные депутаты и представители областной счетной палаты заявили, что смогут найти около 1, 3 миллиарда рублей дополнительных доходов. А это более пяти процентов бюджета.


Геннадий Леонов


Источник: ("Гудок" (Москва).-10.11.2005.-№208.-с.5)