Президентский взрывпакет.("Коммерсант" (Москва).- 19.02.2003.- №029.- c.1, 3)

19 февраля 2003

Владимир Путин разграничил законодателей в пух и прах

На вчерашнем заседании совета законодателей, в который по должности входят все главы парламентов российских регионов, региональные законодатели дали настоящий бой Владимиру Путину. Они в пух и прах раскритиковали президентский пакет законопроектов о разграничении полномочий между уровнями власти. В ответ Владимир Путин всех расставил по своим местам. По мнению специального корреспондента “Ъ” АНДРЕЯ КОЛЕСНИКОВА, это выглядело впечатляюще.

Накануне состоялся президиум совета законодателей. В целом он одобрил реформу, а в частностях был не согласен с ней. Между тем, если разобраться, эти частности и составляют суть реформы, разработанной по поручению Владимира Путина заместителем главы его администрации Дмитрием Козаком. То есть президиум решил, грубо говоря, выступить против президента нашей большой страны. И вот что из этого вышло.

Владимир Путин выступил первым и был демонстративно миролюбив, произнеся такие нужные сейчас слова о необходимости реформы, которая позволит разграничить полномочия.

– Ведь в чем смысл? – спросил он членов совета. – Сделать политическую систему страны более устойчивой и прогнозируемой.

Президент как будто предложил законодателям правила игры: я не трогаю вас, а вы не трогаете Козака. Таким образом, все поддерживают реформу и довольные расходятся по домам. Но по-хорошему не получилось.

Первый же докладчик, председатель госсовета Татарии Фарид Мухаметшин, заявил, что нельзя упрощать ситуацию и думать, будто принятие пакета законопроектов исключит все имеющиеся противоречия. Господина Мухаметшина настораживает, например, процедура временного изъятия полномочий у субъектов федерации (см. справку), так как это, по его мнению, вступает в противоречие с Конституцией России. И правильно настораживает, потому что угрожает в случае чего его собственному, Фарида Мухаметшина, благополучию.

Сам Дмитрий Козак уже много раз комментировал эту процедуру и ее законность, но господин Мухаметшин посчитал нужным произнести эти слова в присутствии президента. Это уже было явное нарушение правил, более или менее деликатно предложенных Владимиром Путиным. Но Фарид Мухаметшин на этом не остановился и выстрелил уже бывшим в употреблении аргументом. Он сказал, что реформу разделения полномочий надо обязательно синхронизировать “с судьбоносными реформами ЖКХ, энергетики и МПС”.

– А то я боюсь, что мы можем не разъяснить реформы населению и не получить у него поддержки.

То есть он сам всей душой за, но вот у населения, как обычно, нет полной уверенности. Так и хотелось приободрить его: “А вы не бойтесь!”

Председатель парламента Марийской Республики Юрий Минаков, как и остальные, читал свою речь по бумажкам. Для каждого предложения, произнесенного с трибуны, у него была отдельная большая бумажка. Высказав предложение, он откладывал одну бумажку и зачитывал другую. Так, он прочитал, что нельзя из федерального центра увидеть все тонкости муниципальных образований. Посмотрев в другую бумажку, он прочитал: “Я заканчиваю”. Но тут на глаза ему попалась еще одна бумажка, и он прочел: “Это важно для федеральной власти и регионов, так как мы – единая Россия”. Наверняка в его бумажке “Единая Россия” было написано в кавычках и с большой буквы.

Но настоящую войну президенту объявил председатель законодательного собрания Калининградской области Виталий Климов. Он тоже вышел с какими-то бумажками, но они ему явно только мешали.

– Все эти вопросы должны идти через другие вопросы, – пояснил он ситуацию с законопроектами. – А они идут, оказывается, не просто не пересекаясь, а сами по себе!

Очевидно, тоже имел в виду синхронизацию реформ.

– А как можно будет пощупать, почувствовать эти новые полномочия? – туманно спросил Виталий Климов.

Он, видимо, намекал на то, что полномочия, делегируемые субъектам федерации, неплохо сначала бы профинансировать из федерального бюджета. Тогда, конечно, будет что пощупать.

Но потом господин Климов перестал говорить загадками. Он заявил, что закон 1996 года “Об общих принципах организации местного самоуправления”, который в том числе реформирует группа Козака, еще не исчерпал своих возможностей. После этих слов в зале впервые раздались аплодисменты. Аплодировали мужественному человеку, решившему для себя все.

Президент что-то быстро записывал на обороте текста своей короткой вступительной речи. Выслушав беззубое протокольное выступление мурманского спикера Павла Сажинова о подготовке к переходу на формирование региональных парламентов по смешанному принципу (согласно уже вступившему в силу новому закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”, с 14 июля не менее половины депутатов должны избираться по партийным спискам), Владимир Путин вышел на трибуну.

– Вот вы говорите, что система власти должна сначала сама разобраться в сути происходящего. Да мы вообще-то ради этого и собрались.

Начали разбираться.

– Вот Виталий Николаевич (Климов. – “Ъ”) сказал, что мы оставляем синхронизацию на потом. Я хочу вот что сказать: это абсолютно не так! Абсолютно! Если бы это было так, то Виталий Николаевич был бы, конечно, совершенно прав. Но это же не так!

Владимир Путин на глазах становился, как бы это сказать, азартным, что ли.

– Если бы мы оставили все на потом, мы дискредитировали бы все! Процесс синхронизации должен идти параллельно и в налоговой, и в бюджетной сферах. И Минфин уже работает над этим. Это не должно остаться тайной за семью печатями. И вы об этом тоже узнаете!

Он только не добавил: в свое время.

– Вот еще было сказано, что для такой масштабной реформы надо пересмотреть огромное количество законов. Конечно! Более 200 законов предполагается пересмотреть до 2005 года!

Чем дольше говорил президент, тем больше он горячился. Уже давно он не горячился так на людях.

– А главное, нет у нас цели строительства страны по советскому образцу: суперцентрализации не будет. Особенно в рыночных условиях. И еще, вот вы говорите: за регионами могут быть закреплены функции, которые окажутся неисполнимыми. А вы хоть представляете себе уровень обязательств государства перед населением?!

Теперь уже можно было сказать, что Владимир Путин просто вышел из себя.

– Не представляете? А каков должен быть бюджет Российской Федерации, чтобы соответствовать этим обязательствам? Вы знаете, сколько всего понаписали в последнее время? Исполнить все это стоит 6, 5 трлн рублей. А бюджет вы знаете какой?

Если члены совета что-то и знали, то к этой секунде, конечно, забыли все, что знали. Президент напомнил:

– Консолидированный бюджет страны – 3, 5 трлн. 6, 5 трлн минус 3, 5 трлн – получается 3 трлн неисполняемых обязательств. Надо разграничить полномочия и перестать обманывать население! Люди у нас все могут простить, но одного не могут: вранья! Мы должны прямо сказать, что государство обязано исполнить кровь из носу и чего не может сделать!

То есть президент продемонстрировал, что не только члены совета законодателей умеют учитывать, когда необходимо, мнение народа. И хорошо, что на этом он остановился, а то кровь из носу пошла бы у членов совета. Уже остыв, Владимир Путин добавил:

– Вы говорите, что хотите еще подумать? Ну что… Ну давайте… Но только не так, чтобы 100 лет думать, только бы ничего не делать. Только не как Обломов… думать, чтобы лежать на диване…

Но, похоже, 100 лет членам совета не понадобится. Один из них, спускаясь по лестнице в перерыве, объявленном сразу после этой кровавой бани, глухо сказал своему коллеге:

– Я должен теперь переспать с этими мыслями президента.То есть, надо полагать, хватит одной ночи. А самый справедливый вывод сделал спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов:

– Совет – это совещательный орган при президенте страны.

Да уж, не меньше. Но главное – не больше.

***
Что предлагает Кремль

Проект поправок к закону “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ” и новая редакция закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, подготовленные рабочей группой под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака, были внесены в Госдуму президентом 4 января 2003 года. В законопроектах содержится исчерпывающий перечень полномочий субъектов РФ по вопросам, отнесенным Конституцией к совместному ведению федерации и субъектов, и полномочий муниципальных органов, осуществляемых соответственно за счет региональных или муниципальных бюджетов. В то же время проект закрепляет за субъектами РФ и муниципальными образованиями доходные источники бюджета, а также разрешает делегировать отдельные полномочия с вышестоящего на нижестоящий уровень власти только с одновременным предоставлением субвенций.

Кроме того, документ предусматривает возможность временной передачи отдельных полномочий региональных или муниципальных властей соответственно на федеральный и региональный уровень. Это может произойти в случаях катастроф или стихийных бедствий, нецелевого расходования средств при использовании федеральных или региональных субвенций, а также если просроченная задолженность субъекта РФ или муниципального образования превысила 30% его доходов. В последнем случае в регионе или муниципальном образовании на срок до одного года вводится временная финансовая администрация, которая должна реструктурировать задолженность и разработать новый региональный или местный бюджет. Полномочия органов местного самоуправления могут временно возлагаться на органы госвласти субъектов еще в одном случае – если “решения органов местного самоуправления создают угрозу массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан”. Под это определение, в частности, попадают решения муниципальных органов в сфере ЖКХ, вследствие которых происходят массовые отключения электроэнергии и тепла в жилых домах.