Президент провел совещание по проблемам "Большой Москвы"

14 августа 2012

Закон о расширении границ Москвы, благодаря которому территория столицы увеличилась более чем в два раза, был продиктован потребностями самого города, заявил Владимир Путин. Участники совещания обсудили организационные и экономические аспекты присоединения к столице земель юго-запада Подмосковья.


“Город задыхается, проблемы носят социальный характер, – отметил он. – На этих площадях оперативно решать проблемы, стоящие перед таким мегаполисом, как Москва, становится невозможно”. “Это проект, вызванный жизненной необходимостью, – пояснил глава государства. – Это не чьи-то “хотелки”, и не какая-то пиар-акция”.


Главным приоритетом для региональных властей В. Путин назвал комфортную жизнь новоиспеченных жителей столицы: “Если люди не почувствуют для себя каких-то плюсов от переезда, этот проект тогда вообще не имеет никакого значения”. Все ассигнования, направленные на развитие новых территорий, должны находиться под самым жестким контролем, особо подчеркнул президент. Он также обратил внимание на саму процедуру переезда: “Надо точно и ясно понимать, что будет переноситься, в какие сроки и сколько это будет стоить”. В. Путин напомнил, что государству еще предстоят значительные расходы на проведение таких масштабных мероприятий, как саммит АТЭС, Универсиада в Казани и зимняя Олимпиада в Сочи.


План расширения Москвы подразумевает создание крупной агломерации. Главными ее точками должны стать административно-деловой центр “Коммунарка”, финансово-деловой центр “Рублево-Архангельский”, два инновационных научных центра – “Сколково” и “Троицк”, два рекреационных природных и туристических центра – “Успенское” и “Роговское”. Новые территории столицы будут разделены на ближний, средний и рекреационный пояса. На первом планируется активное строительство и урбанизация, в среднем появятся локальные градостроительные комплексы и социальные объекты в природном окружении. Дальний, самый большой по площади пояс, будет предназначен для отдыха и туризма. На Калужском шоссе, в районе поселка Коммунарка, предполагается размещение парламентского центра, где будут работать депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.


Однако 2 июля в Государственной Думе при обсуждении вариантов размещения парламентского центра выяснилось, что далеко не все депутаты готовы ехать за МКАД. “Может, Коммунарка когда-нибудь станет центром Москвы»” – скептически оценил ее перспективы депутат “Единой России” Андрей Воробьев. Он удивился: если в центре Москвы есть место для ЗиЛа, то почему его нет для парламента? “Я категорически против того, чтобы парламентский центр загоняли на окраины! – заявил депутат из фракции КПРФ Сергей Решульский. – И не потому, что сам боюсь туда попасть! А потому, что парламент – это представительный и законодательный орган. И любой гражданин России должен иметь к нему доступ”. Руководитель фракции “эсеров” Сергей Миронов к идее переехать в “новую Москву” также отнесся настороженно, считая, что здание парламента должно находиться только внутри Московской кольцевой автодороги. Безоговорочно ехать в Коммунарку согласился лишь лидер ЛДПР Владимир Жириновский: это место он назвал экологически чистым и достаточным для того, чтобы можно было построить не просто здание, а парламентский городок, где были бы клуб для депутатов, химчистка и кинотеатр.


По подсчетам руководителя НИИ транспорта Михаила Блинкина, для минимального транспортного развития присоединяемых к Москве территорий потребуется финансирование в размере 19 миллиардов долларов, а для создания комфортной инфраструктуры — порядка 32 миллиардов. В эту стоимость входит строительство двух крупных магистралей – 6 миллионов долларов за 1 километр, улично-дорожной сети с плотностью, характерной для срединной части Москвы – 2 миллиона за километр, двух рельсовых линий – 5 миллионов за километр и городского “фривея”, то есть скоростной трассы к административному центру – 3,5 миллиарда долларов за 20 километров. “Проектные и строительные мощности для реализации этих проектов есть, вопрос в финансировании”, – сказал М. Блинкин. Но, по мнению многих экспертов, ни на государство, ни на частных инвесторов “Большой Москве” рассчитывать не приходится. Государство готовится к новой волне кризиса, а инвесторы перестали вкладывать деньги в крупные города, где для развития проектов слишком много ограничений. Однако заместитель столичного мэра Марат Хуснуллин уверяет, что у города достаточно средств на развитие транспортной инфраструктуры и на существующих, и на присоединяемых территориях, в 2012-м бюджет транспортного строительства составляет 7 миллиардов долларов, за девять лет Москва потратит на транспортную инфраструктуру около 63 миллиардов долларов. “Мы готовы вкладывать средства в транспортную инфраструктуру в ущерб любому другому направлению”, – подчеркивает он.


Сейчас в московском правительстве обсуждается новая стратегия развития столицы до 2025 года. Она предлагает использовать присоединенные территории “как пространство отработки новых технологий” не только “в планировочных решениях, в строительстве жилья и бизнес-площадок”, но и “в развитии различных форм участия жителей в принятии решений по всем вопросам местного значения”. В документе предлагается радикально изменить векторы развития города, превратив его в постиндустриальную европейскую столицу – без вредных производств, удобную для жизни людей. Акцент предлагается сделать на отраслях и кластерах, которые “станут локомотивами для всего городского хозяйства”, следует из сценария развития Москвы. По мнению экспертов Российской академии народного хозяйства и госслужбы и Высшей школы экономики, готовивших документ, такими “кластерами-локомотивами” могут стать бизнес- и IT-услуги, финансовые услуги, медицина и фармацевтика, образовательные услуги, туризм, культура и средства массовой информации.


Источник: интернет-газета "Столетие". - 14.08.2012.