Председатель Совета Федерации Сергей Миронов: "Нужды держать губернаторов в черном теле нет"

11 мая 2005

Основным политическим событием месяца стало послание президента Федеральному собранию, которое Владимир Путин зачитал в Мраморном зале Кремля членам обеих палат парламента и представителям федеральной политической элиты. Каждый из них увидел в послании что-то важное для себя. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов, открывавший то заседание, например, считает, что послание президента — шаг к увеличению финансовой самостоятельности регионов.


— Что, на ваш взгляд, являлось ключевым в послании президента Владимира Путина Федеральному собранию?


— Я считаю очень характерным, что в послании отсутствовали традиционные блоки. Президент говорил о том, что больше всего волнует граждан России, — о вопросах бюджетной сферы, условиях работы учителей и врачей. Очень важный сигнал Владимир Путин дал российским чиновникам и предпринимателям, сказав о необходимости установить четкие и незыблемые правила взаимодействия бизнеса, власти и общества. Лично я выделил бы ту часть послания, где говорилось о демографической ситуации. Эти темы созвучны программе Российской партии жизни, в которой существенное место занимает решение проблем демографии, улучшения условий жизни и здоровья нации.


— Улучшение условий жизни — это, наверное, ключевой вопрос для всех времен и народов. В нынешнем послании президента по этому поводу было сказано что-то принципиальное?


— Я бы обратил внимание на слова Владимира Путина о необходимости увеличения заработной платы. Такого увеличения, чтобы оно не просто в полтора раза перекрывало инфляцию, а опережало рост цен. Это ответ либералам в правительстве, которые считают, что нельзя повышать зарплату, потому что из-за этого растет инфляция. Президент четко обозначил приоритеты. С другой стороны, повышение зарплаты ляжет грузом прежде всего на региональные бюджеты. В этой связи как глава палаты регионов я хочу поставить вопрос о необходимости изменения подходов к межбюджетным отношениям. В послании президента такой сигнал прозвучал, и нами он был услышан.


— Что значит изменение подхода к межбюджетным отношениям?



— Вы знаете, что по итогам 2004 года региональные бюджеты не выполнили своих обязательств перед бюджетниками на 85 миллиардов рублей. По предварительным оценкам, в течение 2005 года эта сумма вырастет примерно на 130-140 миллиардов рублей. А при этом у нас в бюджете 230 миллиардов заложено в профицит. Встает вопрос целесообразности такого профицита, когда у нас не хватает денег на социальные нужды и заработную плату в регионах. Поэтому я считаю необходимым корректировать бюджет этого года, а бюджет следующего готовить уже с учетом необходимости увеличения финансирования регионов.


— Вы убеждены в такой необходимости?


— По закону у нас распределение налогов между центром и регионами — 50 на 50. Но на практике это, к сожалению, не так. Именно Совет Федерации как палата регионов на протяжении последних трех лет каждый год добивается изменения этих пропорций в пользу местных бюджетов. Три года назад регионам отдавалось лишь 38%, а 62% поступало в федеральный центр. В текущем бюджете эта цифра уже 44 на 56. Каждый год сенаторы по чуть-чуть, но сдвигают эту планку. В бюджете 2006 года мы еще раз попробуем приблизиться к ориентиру 50 на 50.


— Вам не кажется, что это идет вразрез с линией на укрепление вертикали власти?



— Давайте обратим внимание на политическую составляющую этих процессов. Логика центра, когда он, будем говорить откровенно, беззастенчиво обирал регионы, концентрируя у себя основные финансовые средства, достаточно очевидна. Это давало ему возможность своими силами решать любые проблемы, в том числе и те, которые относились к прерогативе региональных властей. Потому что региональные власти часто демонстрировали неспособность и нежелание решать проблемы населения, и федеральному центру приходилось вмешиваться, для того чтобы предотвратить кризис. Сейчас руководители регионов напрямую ответственны и перед депутатами региональных ЗакСов, и перед президентом, и нужды держать их, если говорить по-русски, в черном теле нет. Поэтому, я думаю, самое время ставить вопрос о пересмотре принципов разделения бюджетных поступлений между регионами и центром. В связи с этим я считаю очень своевременным недавнее обращение наших петербургских депутатов ко мне как к руководителю Совета Федерации и к спикеру Думы Борису Грызлову по поводу увеличения налоговой базы, поступающей в городской бюджет.


 


Источник: ("Известия Петербург".-11.05.2005.-№076.-с.12)