Пилотный регион, или дверь в Европу. ("Время МН" (Москва).- 11.09.2002.- №162.- c.3)

11 сентября 2002

Консультации о подготовке принципиального ответа Евросоюза на предложение России о безвизовом обмене со странами ЕС, которыми началась текущая неделя, продолжались затем в Калининграде, где побывали специалисты из Польши и делегация представителей ЕС. Однако еще в воскресенье корреспонденту “Времени МН” дали понять, что Европа уже согласилась на наши предложения, просто пока еще об этом нет официальных сообщений.

На проходящих в Москве консультациях представители Евросоюза заявили о своей готовности конструктивно рассмотреть предложения Москвы по упрощенному режиму транзита граждан России и ответить в позитивном ключе. В то же время в проекте меморандума о взаимопонимании, разработанном российской стороной, предлагается организовать движение транзитных пассажирских поездов через территорию Литвы в так называемом режиме закрытых дверей. При этом Россия готова заранее предоставлять полную информацию о пассажирах литовской стороне и согласна с тем, чтобы в каждом вагоне поезда во время его следования по территории Литвы находился представитель литовских правоохранительных органов.

Возможно, сказалась чрезмерная активность в последние дни российских политиков и официальных лиц – непрекращающиеся заявления по вопросу Калининграда, обсуждения, предложения. И визиты… Прямо-таки модная тема в конце летних каникул. Как будто полоса ускорения осеннего политического сезона в России пролегла через Калининград.

Любителям позлорадствовать, конечно, легко ехидничать о недоработках государства (в лице прежних лидеров), которое из-за собственной близорукости, игнорируя особое, несомненно, выгодное для России геополитическое положение области и не воспользовавшись им в интересах страны, в свое время упустило из виду вероятность развития европейских процессов не в нашу пользу. Только теперь, дойдя до точки, государство направляет все ресурсы, в том числе и политические, в “тревожную зону”.

Однако сегодня обозначено очевидное наличие политической воли у руководства страны по-хозяйски взяться за область: рассматривать ее в виде пилотного проекта интеграции России в ЕС, путем совершенствования и моделирования приближать местное законодательство к европейским стандартам. В ответ на желание ЕС оградиться от Калининграда президент Путин предложил открыть всю российскую границу. Здесь уже требуется такая же воля со стороны продвинутой Европы. Эксперты считают, что нет никаких препятствий, которые не позволили бы договориться, и техническая сторона вопроса решается очень легко.

За время пребывания в Калининградской области с делегацией Совета Федерации во главе с Сергеем Мироновым мне удалось встретиться с представителями местной элиты, которые осознают желание Москвы решить не только недавно возникшую визовую проблему, но и улучшить социально-экономические показатели региона.

По образу и уровню жизни область все еще остается типично советской провинцией. Чувствуется лишь некоторый пригранично-европейский привкус. Но визовый режим может и на него набить оскомину.

Сенатор из Калининградской области Николай Тулаев говорит, что “официально в области мало безработных. Но огромное число людей индивидуально занимается “челночным” бизнесом. И если все-таки введут визы, то десятки тысяч окажутся без работы. А реальной базы для трудоустройства у нас нет. Как, впрочем, и в Польше. Это один из наших аргументов”.

Начальник управления администрации области по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов госвласти Владимир Баев полагает, что в случае ввода визового режима потребуется больше затрат и обслуживающего персонала. Придется открыть новые пункты пропуска и модернизировать уже имеющиеся. “Как власти, так и население наших соседей за упрощенный вариант въезда. Они заинтересованы в этом. К примеру, половина жителей Советска работает в Литве. И наоборот, к нам приезжают из Панемуне. Созданы уже родственные связи”, – рассказывает Баев.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов пообещал калининградцам, что верхняя палата парламента предпримет все меры, чтобы помочь области. Он выразил мнение о целесообразности принятия рамочного закона “Об особых экономических зонах”, а также внесения изменений в Таможенный кодекс, отметив в нем особый статус области. Кроме того, предлагается финансирование региона прописать отдельной строкой в бюджете. Калининграду не грозит ни отделение от России, ни приобретение особого политического статуса. Многие в области даже не хотят говорить о возможном референдуме, считая саму затею несерьезной. А губернатор Владимир Егоров настоятельно порекомендовал вовсе закрыть эту тему и забыть о ней. В свою очередь, спикер Совета Федерации в ходе визита на крайний запад страны заявил, что сейчас с возникновением известной проблемы жизнеобеспечения эксклава все россияне в какой-то мере стали калининградцами.

И все же, руководствуясь принципом – на соседа надейся, но сам не плошай, местные власти спешат выполнить поручение президента и организовать эффективное паромное сообщение между Калининградом и остальной Россией. По словам начальника пресс-службы Балтийского флота Анатолия Лобского, к началу будущего года должна заработать паромная переправа Балтийск – Санкт-Петербург. Правда, в зимнее время такая связь с родиной обойдется дороже, так как для прокладки морского пути придется использовать ледоколы.

Впрочем, если даже ЕС не пойдет навстречу России, из этого не надо делать трагедию. Зампредседателя комитета областной администрации по информации, печати и связям с общественностью Валентин Егоров говорит, что, по самым завышенным оценкам, в области проживает всего 8 тысяч немцев. Среди миллионного населения это не так много. Так что ни при каких обстоятельствах Калининград не превратится в Кенигсберг. А все намеки на неисконность этих земель абсолютно несостоятельны.

Армен УРИХАНЯН.

Фото: Армена Уриханяна, Сергея Исакова.

– Сергей Миронов обеспокоен не только визами, но и беспрепятственным транзитом энергоносителей

– Ветер перемен уже принес в область новые технологии, но дороги здесь пока не соответствуют западным стандартам