Парламенты субъектов прогнут под центр.("Время МН" (Москва).- 28.08.2002.- №152.- с.3)

28 августа 2002

Еще весной, когда создание клона Госсовета в виде СЗР было окончательно утверждено на первом заседании СЗР в присутствии президента, очередную рабочую встречу спикеров региональных парламентов было решено провести предстоящей осенью. Вчера же президиум совета, в который входят глава СФ Сергей Миронов и по одному представителю законодательного органа из семи федеральных округов, рассматривал ключевые проблемы во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ. Дело в том, что в ближайшее время основной задачей СЗР станет приведение законодательных актов субъектов в соответствие с федеральным законодательством.

История создания СЗР любопытна тем, что при президенте нашлось, наконец, место региональным спикерам: после завершения совместного существования под крышей СФ вместе со своими региональными лидерами парламентарии лишились всякой связи с центральной властью. Теперь же на осеннее заседание СЗР главы региональных парламентов соберутся в присутствии Владимира Путина – получилась эдакая микромодель Госсовета со статусом консультативного органа при Совете Федерации. Правда, проблемы, которые будут решаться на этой встрече, в корне отличаются от проблем “старшего брата”, а координировать действие этого органа будет замглавы президентской администрации Дмитрий Козак.

Масштабное совершенствование федерального законодательства – это главная задача, которую поставил перед СЗР президент. Вторая, не менее важная проблема – это развитие местного самоуправления. Вчера же председатель СФ Сергей Миронов, открывая заседание президиума СЗР, предложил форсировать работу по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении. Он считает, что разграничение функций региональных органов власти и органов местного самоуправления – “один из двух китов, который способен стать основой для здания целостного правового поля страны, что в конечном счете будет способствовать устойчивому развитию российской государственной системы”.

В свою очередь, ответственный секретарь СЗР, вице-спикер СФ Александр Торшин предложил унифицировать порядок формирования региональных парламентов. По его словам, во многих регионах число депутатов в законодательных собраниях зачастую неадекватно числу избирателей данного субъекта Федерации. Например, в Республике Тыва на 162 тыс. населения – 162 депутата, а в Ярославской области, где живет более миллиона человек, законодательное собрание представлено всего 50 депутатами. При этом, по его словам, нет единства в уставах и регламентах законодательных органов, а также нет единой системы проведения заседаний. Так что, возможно, пропорциональная комплектация региональных парламентов станет одной из главных тем осенней встречи законодателей.

Между тем, пока шло заседание, в кулуарах Совета Федерации горячо обсуждалась насущная проблема несоответствия многих региональных законов федеральному законодательству. “Многие из принятых в Москве законов в субъектах попросту не замечают или не знают о том, что принято в центре, – жаловался газете “Время МН” один из членов СФ. – Если, например, взять недавно принятый Трудовой кодекс, то мы с вами увидим, что многие работодатели в мелких городах его наверняка не открывали. Во многих регионах абсолютно разные права у частных предпринимателей, у тех же “челноков”. И это только один из примеров, а ведь их огромное количество”.

Дмитрий ЧЕРНОВ.