11 января 2006
— Какой вам как Председателю Совета Федерации видится роль Верхней палаты Федерального собрания РФ в реализации широкомасштабной программы?
— Национальный проект в области здравоохранения, инициированный Президентом России, действительно актуален и масштабен. Роль Совета Федерации в этом проекте заключается, во-первых, в законодательном обеспечении, и, во-вторых, в парламентском контроле за его реализацией. Очень важно, чтобы все выделяемые средства дошли по назначению и вовремя, не были растрачены “вхолостую” или просто украдены.
Являясь членом президентского Совета по реализации приоритетных национальных проектов, хочу отметить, что этот орган будет контролировать рациональное использование ресурсов и весь ход работы.
— Возможна ли, на ваш взгляду реализация этого проекта без принятия пакета документов о здравоохранении, включая законы об обязательном медицинском страховании, о государственных гарантиях оказания бесплатной медицинской помощи, о правах пациента, о профессиональной ответственности врача и об общественных медицинских движениях?
— Безусловно, совершенствование законодательства в области здравоохранения — это часть национального проекта “Здоровье”. И Совет Федерации вместе с Государственной думой уже работают над необходимыми законопроектами. В 2006 году будет завершена разработка законопроектов, направленных на правовое регулирование реформирования системы здравоохранения, в том числе проектов федеральных законов “Об обязательном медицинском страховании”, “О государственных гарантиях медицинской помощи гражданам Российской Федерации”, “О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях”. В порядке законодательной инициативы разработаны проекты федеральных законов “О внесении изменений в Федеральный закон “О лекарственных средствах” и “Об охране здоровья детей в Российской Федерации”.
В октябре 2005 года создана постоянно действующая секция по здравоохранению при Председателе Совета Федерации. Надеюсь, и она внесет свою лепту в обсуждение и подготовку нормативно-правовых актов, которые не должны отставать от практических шагов по реализации национального проекта.
— Каким образом, на ваш взгляд, может быть решена в стране острейшая демографическая проблема — за счет улучшения качества медицинской помощи и продления периода трудоспособности и активной жизни граждан России или за счет увеличения рождаемости?
— Подходить к решению проблемы односторонне нельзя. Необходимо приложить все усилия к сохранению жизни и здоровья населения, повышению рождаемости. Надеюсь, все национальные проекты окажут положительное влияние на демографическую ситуацию в стране.
Здоровье людей, их планы родить первого ребенка и последующих детей зависят и от наличия у них достойного жилья, и от качества медицинских услуг, и от возможности дать детям хорошее образование.
Национальный проект “Здоровье” включает мероприятия по развитию соответствующих служб. Женские консультации и роддома получат дополнительные средства на каждую роженицу. Будет создан координационный центр по введению программ обследования новорожденных. В ближайшие три года необходимо решить проблему бесплодных семей с помощью широкого использования репродуктивных технологий. Необходимо в кратчайшие сроки сформировать и государственную миграционную программу.
Думаю, нужны более решительные шаги по поддержке семей с детьми, по увеличению пособий на детей. Пособие по уходу за ребенком до полутора лет должно быть на уровне прожиточного минимума. Пока, к сожалению не удается провести такое повышение. В декабре 2005 г. парламент принял закон, увеличивший это пособие до 700 рублей в месяц, но работа в данном направлении обязательно будет продолжена.
Я неоднократно говорил о необходимости я Фонда будущих поколений, открытия на каждого новорожденного специального счета, с зачислением туда крупной денежной суммы, к примеру, 300 тысяч рублей. В 18 лет молодой человек сможет воспользоваться этими деньгами вместе с накопленными процентами. Уверен, идея найдет свое воплощение, если не сейчас, то в будущем.
— Сколько в настоящее время средств тратится в России на охрану здоровья каждого гражданина?
— Правительством РФ была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2005 год. Общая ее стоимость — более 520 млрд рублей. Подушевые нормативы финансирования по предоставлению бесплатной медицинской помощи населению выросли в прошлом году в среднем на 10%. По информации Минздравсоцразвития России, объем финансирования на одного человека в год — 3157 рублей. В 2006 году общие расходы федерального бюджета на здравоохранение вырастут на 60%.
— Остро назрела необходимость значительного роста оплаты труда медицинских работников. Национальный проект “Здоровье” в определенной мере решает ее применительно к участковым терапевтам, педиатрам, врачам общей практики и работающим вместе с ними медицинским сестрам. Однако не наметится ли в связи со значительной прибавкой к заработной плате этой категории врачей и среднего медицинского персонала отток врачей-специалистов из амбулаторий и поликлиник и, таким образом, останется оголенным весьма значительный участок в том же первичном звене? Предусматриваются ли в этом отношении какие-либо предупредительные меры?
— Вопрос о заработной плате — один из ключевых. Мы укрепляем первичное звено потому, что его укомплектованность специалистами составляет всего 56%, а средний возраст врачей — 53 года. Именно здесь невозможно увеличение зарплаты за счет развития коммерческих услуг, именно это звено ближе к основной массе пациентов. В рамках национального проекта “Здоровье” заработная плата терапевтов, участковых педиатров, врачей общей (семейной) практики в среднем вырастет на 10 тысяч рублей, а работающих с ними фельдшеров и медсестер — на 5 тысяч. С 1 июля 2006 года начнет получать доплаты медперсонал служб скорой медицинской помощи и фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов. Реализация задач, обозначенных в национальных проектах на 2006 год, — это только первый шаг. Продолжится работа, направленная на повышение доходов населения в целом. Заработная плата врачей-специалистов в 2006 году будет расти, хоть и не так быстро, как этого хотелось бы.
Думаю, что руководители регионов и муниципалитетов обладают достаточными полномочиями и примут собственные решения по этой проблеме.
— Не находите ли вы, что молодые специалисты-медики, получившие образование за государственный счет, должны подлежать и государственному распределению ?
— Согласен с тем, что существует проблема закрепления молодых специалистов на рабочих местах, особенно на селе. Это проблема общая. Однако юристы критически относятся к предложению о возобновлении практики распределения молодых специалистов, ссылаясь на Конституцию страны.
Возможность свободного выбора места получения образования и места работы — завоевание нашего общества. И нужно искать другие механизмы, выделять абитуриентам государственный беспроцентный кредит на обучение в вузе при условии обязательной отработки определенного времени по своей специальности в конкретном регионе. Если же выпускник вуза откажется выполнять взятые обязательства, он должен будет вернуть полученный кредит. Но главное — это создание привлекательных условий труда там, где специалисты необходимы.
— Национальный проект “Здоровье” охватывает самый широкий круг населения страны. Это и дети, и работающее население, и женщины репродуктивного возраста, и пенсионеры. Достаточно убедительно звучит в нем и тема профилактики. Что же, на ваш взгляд, следовало бы сделать, чтобы помочь россиянам реально приобщиться к здоровому образу жизни?
— Приобщение к физкультуре, здоровому образу жизни начинается в молодом возрасте, в детстве. Меры нужны самые разные: формирование соответствующей законодательной базы, пропаганда в СМИ, личный пример популярных известных людей, работа с семьями, создание условий для занятий спортом на селе и в городах, в каждом районе и в каждом дворе.
Один из основных приоритетов проекта “Здоровье” — формирование парадигмы ценности здоровья. Предложены конкретные меры: организация социальной рекламы, издание санитарно-просветительской литературы, создание документальных научно-просветительских фильмов. Финансирование этих направлений составит в 2006 году 0,6 млрд рублей.
К тому же в рамках национального проекта “Образование” предусмотрено строительство примерно 50 физкультурно-оздоровительных комплексов в учебных заведениях. На это выделяется 2 млрд рублей. Где-то это будет новое сооружение, где-то завершится долгострой. К финансированию этой части пооекта должны полключиться и регионы, которые уже выходят со своими предложениями. Таким образом, молодежь, дети получат новые возможности для занятий спортом и будут с пользой для здоровья проводить свободное время. Думаю, чт время серьезно заняться проблемой здоровья здоровых людей, активно перейти от парадигмы охраны здоровья к его наращиванию и разработать специальную государственную программу.
— Сергей Михайлович, вы себя как политик с явной социальной ориентированностью, проявляющий постоянный интерес к насущным проблемам медицинских работников. Что хотели бы вы хотели пожелать врачам в наступившем году?
— Хочу от всего сердца пожелать всем медицинским работникам большого счастья, здоровья, бодрости, оптимизма и успехов в их непростой и такой нужной всем нам работе.
Всех медиков, всех читателей “Медицинского вестника”, а также сотрудников вашей газеты поздравляю с Новым годом! Надеюсь, что он не обманет наших ожиданий. С Новым годом! С новым счастьем!
Источник: ("Медицинский вестник" (Москва).-№1(314).-11.01.2006)