5 октября 2005
По мнению Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, ликвидация трамвайных путей в центральных районах Петербурга – ошибка администрации.
Апрель 1942-го… Как же тогда ленинградцы радовались звону трамваев, вышедших на улицы осажденного города после трехмесячной вынужденной стоянки!
Тогда они стали символом возрождающейся жизни для Ленинграда-Петербурга. Трамвай и сейчас самый привычный вид транспорта. Но, к сожалению, пока… Рельсовая война, объявленная несколько лет назад при бывшем губернаторе Петербурга Владимире Яковлеве, при Валентине Матвиенко вроде бы закончилась. Однако вновь на нескольких улицах и проспектах “вздрагивают рельсы” – от планов администрации, недавно оглашенных вице-губернатором Олегом Виролайненом. Похоже, что чиновник, отвечающий за состояние дорог, благоустройство и дорожное хозяйство города, получив нагоняй от губернатора Валентины Матвиенко, вернувшейся из Казани со свежими впечатлениями от увиденных дорог и благоустройства, решил отыграться на… трамвае.
В каких грехах в последнее время не обвиняли доброго старого работягу – и дороги он портит, и на мостах от него коррозия, и проезду машин мешает. Позабыв, однако, что в Европе и в Америке, где в 1950-е снимали рельсы, поняли эту ошибку и восстанавливают трамвайное движение в центре крупных городов. А вот Олег Виролайнен заявил о том, что после грядущей реконструкции моста Лейтенанта Шмидта на нем не будет трамвайных путей. Проект безрельсового моста уже подготовлен.
Поразило не только это заявление, но и противоречие с уже существующими планами реконструкции моста и развития общественного транспорта, трамвая в том числе. Там демонтаж рельсов со старейшего моста через Неву не предусмотрен. Тем более что это повлечет за собой демонтаж рельсов с Университетской набережной, Съездовских линий Васильевского острова, с улиц Труда, Глинки и Никольской площади. Они тогда тоже не будут нужны?
Пострадают пассажиры, и, кроме того, будет ликвидирован участок старейшей в Петербурге трамвайной линии, по которой 16 сентября 1907 года от Адмиралтейства до Большого проспекта Васильевского острова прошел первый вагон “Бреш”, – линии, проложенной выдающимся ученым Генрихом Графтио.
Заодно возникает вопрос: на какие, интересно, средства подготовлен новый “безрельсовый” проект? Бюджетные деньги уже были выделены на предыдущий, согласно которому трамвайное движение на мосту Лейтенанта Шмидта остается. И потом на улице Труда не так давно был проведен ремонт путей, а на повороте с Никольской площади на Садовую улицу сделаны новые стрелки. Если план, высказанный г-ном Виролайненом, осуществится, налицо будет, мягко говоря, неразумное расходование бюджетных средств.
Но и это еще не все. В недрах ведомства, которое курирует вице-губернатор, зреют и другие решения, входящие в противоречие с существующими планами развития общественного транспорта. В частности, речь идет об открытии скоростной трамвайной линии по Бухарестской улице в огромном жилом массиве. Так, вновь возникло желание снять рельсы с площади Восстания у Московского вокзала (кстати, “Парламентская газета” уже писала об этом).
Повторюсь. Если уничтожить на площади Восстания трамвайный путь, жители Купчина, лишенные метро, вынуждены будут, добираясь до Московского вокзала, выходить у Кузнечного переулка и целую остановку идти пешком. С чемоданами, тележками. По узкому тротуару, толкая друг дружку…
Ну а жителей Малой Охты, Ржевки-Пороховых или проспекта Обуховской Обороны трамвай в этом случае сможет довезти лишь до Перекупного переулка. Других мест для разворота больше нет.
А в будущем году не будет и еще одного разворота. Предполагается ремонт трамвайных путей на Кузнечном и Свечном переулках. Это значит, что движение по Литовскому проспекту окажется полностью закрытым, да и по Бухарестской улице тоже. Почему? Да потому что трамваям 25-го и 49-го маршрутов некуда будет ходить, разве что до Обводного канала, а по нему в родной 1-й парк. Но и это еще вопрос, потому что есть горячие головы, готовые, ничтоже сумняшеся, убрать трамвай с Московского проспекта. На том якобы основании, что он дублирует метро. Хочется спросить чиновников: а вы разве не знаете, что Московско-Петроградская линия метро переполнена? Да и трамваи по Московскому проспекту не ходят пустыми. Если же сделать интервал не 35-56 минут, а 6-10, желающих ехать трамваем намного прибавится.
Что касается другой причины предполагаемого демонтажа рельсов с Московского – пробок на правительственной трассе, то они все равно не исчезнут. Можно, конечно, снять рельсы, выкорчевать деревья, растущие вдоль трамвайных путей, и сделать дополнительные полосы. Но никуда не убрать Московские ворота – памятник истории и культуры, где останется сужение дороги, и не снести дома по Московскому проспекту начиная с нечетной стороны Обводного канала до Сенной площади. Практика вообще говорит, что пробки возникают не там, где есть трамвай, а там, где потоку машин некуда деваться.
Опять-таки, если на Московском не будет трамвая, придется снимать рельсы с Благодатной улицы и улицы Салова. И тогда из Фрунзенского района, в котором живут более полумиллиона человек, трамваю вообще некуда будет выезжать!
Район, в котором нет ни одной станции метро, окажется отрезанным от всего города. Но и это не все. Есть намерение снять рельсы с проспекта Обуховской Обороны в Невском районе, а значит, вообще уничтожить всю транспортную структуру.
Думают ли об этом в ведомстве вице-губернатора, отвечающего за состояние дорог и общественный транспорт? Не похоже.
Демонтаж предполагает немалые средства, которые должны выделяться из бюджета города. А он в свою очередь формируется из налогов, которые платят горожане. На деньги петербуржцев содержится и аппарат городского правительства, в котором работают такие вот чиновники-ликвидаторы.
Трамвайные рельсы, конечно, можно снять. Но лучше от этого никому не станет. Опыт последних лет – тому свидетельство. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов неоднократно заявлял о том, что ликвидация трамвайных путей в центральных районах Петербурга – ошибка администрации, но демонтаж все равно продолжался и продолжается. Недавно Сергей Михайлович, выступая перед петербургскими законодателями, сказал, что берет под свою опеку строительство метро. Его заботит прежде всего новая ветка, ведущая из центра города во Фрунзенский район, в Купчино. Похоже, что Председателя Совета Федерации транспортные проблемы Петербурга волнуют больше, нежели петербургских чиновников, непосредственно отвечающих за вверенный им сектор деятельности.
Если бы Сергей Миронов взял под свою опеку петербургский трамвай, являющийся, кстати, после метро самым пассажироемким городским видом транспорта, земляки сказали бы ему большое спасибо.
Алексей Ерофеев, собб.корр. “Парламентской газеты” в г.Санкт-Петербурге
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-05.10.2005.-№174.-с.6)