22 октября 2002
Михаил Касьянов заявил, что готовность жилищно-коммунальной сферы к зиме “на 20 процентов ниже уровня прошлого года”. В связи с этим руководитель правительства предложил срочно разработать меры, которые помогут сделать так, чтобы для российских граждан “эта зима не стала критической”.
Насколько острой была дискуссия, можно судить по цифрам: пятьдесят членов Совета Федерации в голосовании не участвовали, против закона были 52 сенатора) поддержали закон 68 сенаторов. То есть для одобрения закона не хватило 22 голосов.
В минувшую среду, то есть 16 октября, вице-премьер правительства Виктор Христенко выступил перед депутатами Государственной Думы с весьма успокаивающей и обнадеживающей речью. Он убеждал парламентариев, что в этом году страна входит в зиму организованно. И причин для обычного в таких случаях беспокойства нет. Все отлично. Ну, может быть, просто хорошо. В крайнем случае, вполне удовлетворительно.
В этот оптимизм вице-премьера можно было бы поверить, если бы на следующий день не состоялось заседание правительства, посвященное состоянию дел в жилищно-коммунальной сфере. И там это самое “состояние” вызвало у премьер-министра Михаила Касьянова “большую обеспокоенность”. У стороннего наблюдателя могло возникнуть ощущение, что у нас в стране либо два независимых друг от друга правительства, либо правительство одно, но в нем сосуществуют две независимые друг от друга партии – реалистов и оптимистов.
Глава оптимистов докладывает на”правительственном часе” депутатам Госдумы, что “во исполнение решений правительством был разработан и утвержден основной руководящий документ по подготовке к прохождению зимы. Был разработан и реализован алгоритм проведения совещаний рабочих групп” и т.д. и т.п. Что ж, “алгоритм совещаний” – это обнадеживает. Но не греет.
Мороз по коже вызывают высказывания главы партии реалистов в правительстве. Михаил Касъянов заявил, что готовность жилищно-коммунальной сферы к зиме “на 20 процентов ниже уровня прошлого года”. В связи с этим руководитель правительства предложил срочно разработать меры, которые помогут сделать так, чтобы для российских граждан “эта зима не стала критической”. При этом он отметил, что “начало реализации жилищно-коммунальной реформы проходит неудовлетворительно”. Более того, проведенные Госстроем РФ проверки показали, что темпы подготовки коммунальных объектов к зиме на 15 – 20 процентов ниже, чем в прошлом году: топлива в жилищно-коммунальном хозяйстве заготовлено всего лишь 53 процента от потребности. А ведь на северных и восточных территориях России зима-то уже началась.
А на думском “правительственном часе” в среду была выражена уверенность в том, что ближайшая зима в России пройдет без единого регионального энергетического кризиса. Может быть, этот прогноз и соответствует “алгоритму совещаний”, но куда деться от такой информации: завершившаяся в стране перепись населения выявила большое количество “отказников” в различных регионах страны. И одной из главных причин “ушедших в отказ” от переписи было отсутствие энергоснабжения и отопления в Арзамасе, Дзержинске, Хабаровске, в Ярославской, Нижегородской, Ленинградской, Свердловской, Тульской, Ульяновской областях. То есть еще до начала настоящих холодов там замерзали люди и целым городам нечем было заплатить за свет и тепло. Отсюда и протест в виде отказа от переписи.
Вот реалистический вывод депутата Валентина Романова, весьма отличающийся от прогнозов правительственных оптимистов: “Сегодня ответственность за жилищно-коммунальный сектор практически рассыпается по вертикали. На 1 октября запасы угля здесь составляют 58 процентов, чуть меньше мазута и котельно-печного топлива. Это катастрофически опасное положение. Тем более, по прогнозам, зима предполагается куда суровее, чем аномально-теплая предыдущая”.
В тот же день, то есть 16 октября, в Совете Федерации разгорелась жаркая дискуссия по поводу только что принятого Госдумой закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ”. Этим законом запрещалось естественным монополиям изменять тарифы на свет и тепло раз в квартал, как это делается сейчас, и предписывалось устанавливать их только один раз – в январе. И вновь в дискуссии сошлись, как мне кажется, реалисты и оптимисты. Последние убеждали, что разовое регулирование тарифов упорядочит работу промышленных предприятий, поскольку даст возможность спланировать энергетические расходы на целый год. Реалисты же были уверены, что естественные монополии в разовое увеличение тарифов заложат все свои риски, что непременно поднимет стоимость тепла и света сразу на неподъемный уровень.
Насколько острой была дискуссия, можно судить по цифрам: пятьдесят членов Совета Федерации в голосовании не участвовали, против закона были 52 сенатора, поддержали закон 68 сенаторов. То есть для одобрения закона не хватило 22 голосов. Рискну предположить, что этих голосов не хватило потому, что представитель Президента в верхней палате парламента Вячеслав Хижняков четко выразил позицию главы государства: необходимо согласовать этот закон с тем пакетом законов об электроэнергетике, которые неделей ранее были приняты Государственной Думой,Это вполне реалистическое предложение сыграло свою роль, ибо сенаторы поняли, что, даже если они закон одобрят, президентское вето на него обеспечено. А влияние Президента на российский парламент можно считать безусловным.
Об этом, кстати, говорил на минувшей неделе и Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, выступая перед участниками стажировки руководителей пресс-служб законодательных (представительных) органов госвласти субъектов РФ. Но он же и подчеркнул, что наряду с высоким рейтингом Президента России ситуация с доверием населения страны к органам исполнительной и законодательной власти “далека от идиллии”. Более того, результаты социологических исследований по этому вопросу “приводят в уныние”, отметил Миронов. Хотя за девять месяцев текущего года рейтинг законодательной власти поднялся с 7 процентов до 16 процентов, цифра эта удовлетворить законодателей не может.
Но динамика роста, хоть и весьма медленного, все-таки есть. И если среди депутатов и членов Совета Федерации количество реалистов будет расти, а число безудержных оптимистов уменьшится, если влияние реальных и здравых идей на политику и практику правительства усилится, рост доверия народа к собственному парламенту станет более очевидным.
Политический обозреватель “ПГ” Владимир ВЕРИН