Обратной дороги нет

14 октября 2008

На пленарном заседании верхней палаты Председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил, что “принципиальной позицией Совета Федерации является государственная поддержка развития муниципальных образований”.


Он также напомнил, что 1 января 2009 года завершается переходный период реформирования местного самоуправления (МСУ) и что “Президент страны и Председатель Правительства России неоднократно напоминали о необходимости укрепления финансовых основ местного самоуправления”.


Действительно, финансирование переданных на уровень МСУ полномочий было и остается едва ли не самой жгучей проблемой для большинства муниципальных образований. И тем не менее еще раньше Сергей Миронов высказал мнение о несостоятельности разговоров по поводу неготовности муниципальных образований к вступлению в силу в полном объеме с 1 января 2009 года закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.


К указанной дате завершается так называемый трехлетний “переходный период”. И, по словам Сергея Миронова, “у всех было достаточно времени, чтобы подготовиться к вступлению в силу в полном объеме закона”. “Все регионы, – отмечал глава палаты, – и муниципалитеты, кто хотел, кто был заинтересован в реформе местного самоуправления, сегодня полностью готовы. И нам не стоит пятиться назад, идти на поводу у тех, кто ожидает все новых отсрочек, тем самым, по сути, саботируя реформу местного самоуправления”.


Действительно, новая отсрочка станет отступлением и дискредитацией самой идеи реформы, признанием несостоятельности ее проводников. Но вместе с тем остается вопрос – а все ли муниципалитеты с 1 января будущего года смогут исполнять закон в полном объеме, ведь далеко не все зависит от их желания и стремления. По большому счету, результат реформы закладывается в первую очередь на федеральном уровне, где принимаются важнейшие законодательные и исполнительные решения, формирующие базовые условия для эффективного проведения реформы. Как можно оценить эту работу на сегодняшний день? Отчасти ответ на вопрос содержится в четвертом ежегодном докладе “О состоянии законодательства в Российской Федерации”, представленном Советом Федерации.


В докладе утверждается, что “на федеральном уровне сформирована правовая основа для создания эффективной системы местного самоуправления в Российской Федерации”. Также сообщается, что в 68 субъектах Российской Федерации, в которых проживают более 100 миллионов человек, положения Федерального закона N131 реализуются в полном объеме. В остальных же субъектах предстоит завершить переход к новой системе местного самоуправления до 1 января 2009 года. Выходит, что не такая уж и малая часть (порядка 40 миллионов) жителей страны находится в “переходном” состоянии. И происходит это в значительной степени потому, что даже самые совершенные законы остаются на бумаге и не шагают в жизнь, если не обеспечено их реальное подкрепление и исполнение.


Конечно же, речь прежде всего идет о финансовом обеспечении переданных на муниципальный уровень полномочий. Вот и Сергей Миронов предложил сконцентрировать усилия на укреплении финансовой базы муниципалитетов. Напомнив о недавней встрече руководства Совета Федерации с главой Правительства, он отметил: “Мы говорили о перспективах укрепления финансовой базы муниципальных образований и пришли к общему выводу о необходимости продумать меры по развитию местных бюджетов, чтобы объем полномочий муниципальных образований и их финансовая база соответствовали друг другу”. Совершенно правильная постановка вопроса. Нельзя сказать, что в этом плане ничего не делалось. Так, в упомянутом докладе констатируется существенное укрепление в 2007 году финансовой базы местного самоуправления. Согласно данным официальной отчетности, общий объем утвержденных на 2007 год доходов местных бюджетов составил 1687,2 миллиарда рублей, что на 165,6 миллиарда (или на 10,9 процента) выше уровня 2006 года. Прямо скажем, не густо, особенно с учетом инфляции, но все же… Собственные же доходы местных бюджетов, направляемые муниципальными образованиями на решение вопросов местного значения, увеличились по сравнению с 2006 годом на 62,8 миллиарда рублей и составили в 2007 году 1147 миллиардов рублей.


Конечно, увеличение – это хорошо, но согласно приведенным цифрам видно, что о финансовой самостоятельности большинство муниципалитетов пока только могут мечтать. А 1 января, когда закон вступит в силу в полном объеме, между тем на носу. Поэтому ясно, что в оставшиеся месяцы на федеральном уровне должны быть предприняты шаги, позволяющие не теоретически, а реально и полноценно наполнить доходную часть местных бюджетов. И, судя по всему, работа в этом направлении проводится.


Например, в одном из проектов Министерства регионального развития было впервые заявлено о намерении пересмотреть Бюджетный и Налоговый кодексы с целью расширения доходной базы муниципальных образований. А в Концепции регионального развития говорится о передаче в местные бюджеты 1,5 процента налога на прибыль и единого налога при применении упрощенной системы налогообложения. Известны и предложения Сергея Миронова о необходимости принятия законов о минимальных социальных стандартах и о минимальном бюджетном обеспечении регионов, что, безусловно, также благотворно отразится на местных бюджетах.


Одним словом, возможности для успешного вхождения муниципальных образований в 2009 год есть. Будут ли они использованы, чтобы обратной дороги реформе местного самоуправления действительно не было?


***


Общий объем утвержденных на 2007 год доходов местных бюджетов составил 1687,2 миллиарда рублей, что на 165,6 миллиарда (или на 10,9 процента) выше уровня 2006 года.


Источник: "Парламентская газета" (Москва).-14.10.2008.-№064.-с.11