10 апреля 2003
Вчера состоялось очередное заседание верхней палаты. Оно началось с печальной ноты. Сенаторы по предложению Председателя Совета Федерации Сергея Миронова почтили минутой молчания память детей, погибших во время пожара школы в якутском селе Сыдыбыл.
Вполне логичным в этой связи выглядело предложение члена Совета Федерации Валерия Сударенкова включить в повестку дня следующего заседания вопрос об обеспечении гражданской безопасности на территории Российской Федерации. За все время нашей работы в верхней палате, подчеркнул Валерий Васильевич, мы ни разу не обсуждали эту проблему. Между тем трагических поводов заслушать представителей МЧС, других министерств и ведомств набирается множество.
Далее вниманию сенаторов был предложен ряд федеральных законов, принятых Государственной Думой. Три из них напрямую касались изменений порядка и правил проведения морских научных исследований, обеспечения защиты прав и интересов нашего государства. Например, изменения в Законе “О континентальном шельфе Российской Федерации” позволят создать современную правовую систему государственного регулирования проведения морских научных исследований, что уменьшит количество потенциальных конфликтов России с иностранными государствами и создаст более благоприятные условия для осуществления нашей страной научных исследований на континентальном шельфе, находящемся под юрисдикцией других государств.
Новации направлены на уточнение понятийного аппарата, совершенствование правовых основ регулирования морских научных исследований. Они приводят в соответствие отечественное законодательство с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, ратифицированной Россией в 1997 году.
Одним из принципиальных положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” является предоставление правительству права устанавливать формы запроса разрешения на проведение исследований.
Закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” уточняет условия и порядок рассмотрения запроса на проведение исследований, а также обязанности заявителей в части передачи и использования данных, полученных в ходе исследований. Изменения направлены на совершенствование правовой системы государственного регулирования проведения морских научных исследований. Сенаторы прониклись пониманием важности проблемы, одобрив все три закона.
“Морская” тема прозвучала на заседании еще раз, когда дошел черед до принятия парламентского запроса Совета Федерации председателю правительства Михаилу Касьянову. Инициаторами его выступили Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды, Комитет по аграрно-продовольственной политике и Комитет по делам Севера и малочисленных народов, обеспокоенные ситуацией, сложившейся в отечественном рыбохозяйственном комплексе. Как показала дискуссия, эта проблема вызывает живой интерес сенаторов, уже хотя бы на том основании, что правительство никоим образом не среагировало на предыдущий парламентский запрос.
Ситуацию обрисовал Олег Кожемяко: 29 ноября прошлого года Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству подготовил и направил в правительство проект распоряжения правительства по утверждению объемов вылова водных биоресурсов для использования в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях на 2003 год. Проект был согласован с Минэкономразвития, обоснование представлено Госкомрыболовством на государственную экологическую экспертизу и принято экспертной комиссией.
Однако до настоящего времени вопрос не решен. Министерство природных ресурсов, отметил сенатор, отказывает в согласовании проекта по формальным признакам, что наносит реальный ущерб экономике государства. Кроме того, ситуация негативно сказывается на организации управления рыбохозяйственной отраслью и грозит в перспективе полной дезорганизацией процесса. В этом году уже упущен основной период проведения исследований по наиболее значимому промысловому объекту – дальневосточному минтаю. Сейчас под угрозой срыва оказались исследования сельди, трески, палтусов. Серьезно затруднена заготовка производителей осетровых видов рыб для целей искусственного воспроизводства, ведь весенний ход производителей осетровых в южных регионах России фактически начался.
Нужно рассматривать проблему и в государственном аспекте – получение необходимых аргументов для отстаивания интересов России в Баренцевом море невозможно, поскольку решению российско-норвежской комиссии по рыболовству предшествует встреча ученых двух стран с целью обсуждения научных данных и формирования рекомендаций для комиссии. В текущем году нашей страной такие данные не собраны!
Проволочка с началом исследований ставит под угрозу срыва подготовку биологических обоснований объемов общих допустимых уловов на 2005-й и последующие годы. Их придется утверждать по минимуму. Соответственно уменьшатся поступления в бюджет.
– Мы, пытаясь выгадать сегодня рубли, завтра потеряем миллионы долларов, – заключил Олег Кожемяко. – Да, в идеале наука должна финансироваться из бюджета. Но в этом году в бюджет просто не заложены средства на финансирование рыбной науки вместо научных квот.
После этого разгорелась жаркая дискуссия. Вот какое мнение высказал Леонид Рокецкий: “Я, например, тоже задумался о рыбе. Пошел в магазин. Слушайте, разве так плохо с рыбой? Какую хочешь можно рыбу сейчас взять – и белую, и красную, и иностранную, и свою, и в банках, и не в банках. Я не вижу, что есть рыбный кризис”. Коллеги не согласились с такой оценкой. Так, Виктор Степанов в продолжение “гастрономической темы” напомнил предыдущему выступающему, что, по данным статистики, потребление рыбы и морепродуктов в Российской Федерации из года в год сокращается, присутствующая сегодня в магазинах и заморская, и отечественная рыба просто недоступна по ценам для большинства граждан.
-Я бы не согласился с Виктором Николаевичем Степановым, – сказал Герман Петров, – по одной простой причине, что, приняв в ноябре 2002 года обращение к правительству, мы уже тогда вмешались в полномочия правительства. И сейчас даем запрос на запрос. Я с уважением отношусь к отрасли, но пусть правительство занимается своими вопросами и не будем его подменять. А если не реагирует председатель правительства на наши запросы, существуют другие формы воздействия. Принятием таких решений мы девальвируем статус Совета Федерации.
Николай Кондратенко, известный тем, что за словом в карман не лезет, говорил без обиняков. Он призвал поддержать запрос и не принимать во внимание выступление “доброго старого друга Леонида Юлиановича Рокецкого”. “Я вам признавался, что когда три-четыре презентации в Москве проведу, так водочку семгой люблю закусить… И тогда так хочется все реформы продолжать на доверии к правительству и вообще “все хорошо, прекрасная маркиза”. Просто доходы моего старого друга не дают ему возможности понять, что не все уже далеко имеют доступ к тем рыбным деликатесам, которыми пользуется он”.
Подвел черту под обсуждением Рамазан Абдулатипов. “Рыба меня уже не интересует, – сказал он. – Меня интересует, почему председатель правительства так относится к запросу верхней палаты. Поэтому, я считаю, если мы хотим этот вопрос действительно обсудить и восстановить не только рыбную отрасль, но и свой авторитет, мы должны пригласить сюда лично председателя, чтобы он доложил о том, о чем говорят все, начиная от средств массовой информации и кончая Генеральной прокуратурой, в том числе и о запросах верхней палаты парламента”.
В конечном итоге сенаторы подавляющим большинством голосов одобрили парламентский запрос.
Игорь НАУМОВ.