Новые технологии на службе демократии.("Парламентская газета" (Москва).-20.05.2004.-№090.-с.7)

20 мая 2004

Выступая в Страсбурге, Сергей Миронов предложил спикерам европарламентов встретиться в Санкт-Петербурге:


Говоря о демократических выборах, хотелось бы несколько слов сказать об интересных наработках в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ, председателем которой я являюсь. Свою законодательную функцию МПА обеспечивает за счет принятия модельных законов, кодексов и рекомендаций. Принимаемые ассамблеей модельные законодательные акты – это международные, прежде всего европейские, правовые демократические стандарты, адаптированные к специфике СНГ.


Хотел бы подчеркнуть, что и у нас, и в странах ЕС одинаково понимают суть и принципы демократии. Разрабатывая модельные законы, мы учитываем “Копенгагенские критерии”, принятые странами ЕС в 1993 году, согласно которым гарантами демократии являются стабильное правовое государство, права человека, уважение и защита прав национальных меньшинств, конкурентоспособность рыночных экономик.


Одной из ключевых предпосылок развития и укрепления демократии в любом государстве является законодательное обеспечение избирательного процесса и электоральных прав граждан. Межпарламентская ассамблея СНГ уже на протяжении 10 лет осуществляет непрерывный мониторинг процесса формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Накопленный опыт был реализован в инициированной и разработанной ассамблеей Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств. Конвенция была подписана руководителями семи государств СНГ и вступила в силу после ее ратификации.


На сегодняшний день можно констатировать, что этот документ является первым международным избирательным стандартом, имеющим прямое действие. Конвенция законодательно обеспечивает соблюдение таких общепризнанных принципов, как равенство прав избирателей, свобода и независимость президентских, парламентских выборов и выборов в местные органы власти, присутствие на них международных наблюдателей, прозрачность избирательного процесса.


При работе над проектом конвенции учитывались национальные особенности организации выборов в каждой стране, а также положения, зафиксированные в документах Организации Объединенных Наций, ОБСЕ, Совета Европы и других международных организаций. Используя накопленный опыт в области разработки избирательных стандартов, сегодня Межпарламентская ассамблея СНГ непосредственно участвует в разработке европейской Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод, проект которой одобрен Ассоциацией организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы.


В условиях перехода к информационному обществу, при сохранении базовых принципов современного демократического общества, трансформируются и механизмы их реализации. В частности, они приобретают электронную форму. Поэтому отрадно, что проблема тесной взаимосвязи современной технологии и демократических процедур стала одной из тем конференции.


Что касается практики построения “электронной демократии” в России, то в рамках федеральной целевой программы “Электронная Россия” именно этим вопросам уделяется ключевое внимание. В этом направлении уже многое сделано. Практически все федеральные и региональные органы государственной власти имеют свои сайты в Интернете, с помощью которых они рассказывают населению о своей деятельности, в доступной форме отвечают на интересующие граждан вопросы, тем самым учитывая их мнения при решении актуальных проблем.


Продолжает совершенствоваться государственная автоматизированная система Российской Федерации “Выборы”. Не за горами тот день, когда весь процесс выборов в России будет проходить в электронной форме.


Обе палаты российского парламента – Совет Федерации и Государственная Дума – имеют свои интернет-сайты, где представлена подробная информация об истории, составе и текущей работе парламента. Кроме того, у многих членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы есть свои персональные сайты.


Таким образом, достигается транспарентность, прозрачность нашей работы. Только обеспечив гражданам юридические и технические возможности осуществления своих прав на современной технологической основе, можно говорить о полноценном становлении основ “электронной демократии”. Есть все основания полагать, что в результате осуществления проектов, проводимых в рамках программы “Электронная Россия”, будет создан прочный фундамент полноценной системы российской “электронной демократии”.


Мне кажется, что именно парламенты могут сыграть позитивную роль в развитии механизмов “электронной демократии”. Например, как отмечалось на Информационном международном форуме, прошедшем в Калининграде в апреле этого года, парламенты Европы могут не только наращивать собственные информационные ресурсы, но и объединять их в процессе межпарламентского информационного обмена.


В 2006 году в России отметят 100-летие российского парламентаризма. С мая по ноябрь 2006 года Российская Федерация будет председательствовать в кабинете министров Совета Европы. Для нас было бы большой честью, если бы следующая конференция спикеров европейских парламентов и председателей межпарламентских организаций состоялась в России, например в Санкт-Петербурге.