31 января 2008
В повестке первого заседания весенней сессии верхней палаты Федерального Собрания РФ значилось около тридцати вопросов. На рассмотрение парламентариев были представлены международные акты Российской Федерации, законы о судебной системе страны, поправки к действующему законодательству. Члены Совета Федерации обсудили законодательные инициативы палаты.
Мы свободны от политических пристрастий
Открывая весеннюю сессию Совета Федерации, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подчеркнул, что в период высокой политической активности, связанной с проведением общефедеральных выборов, Совет Федерации был и остается неизменно стабильным, свободным от политических пристрастий органом высшей законодательной власти. Причина этого, по его словам, прежде всего в самом порядке формирования палаты национального парламента – единственного органа высшей федеральной власти, который никогда в полном составе не прекращает своих полномочий.
Председатель Совета Федерации отметил своевременность того, что в свое время Регламентом палаты была установлена недопустимость создания формализованных фракций – парламентских объединений. В Совете Федерации, подчеркнул Сергей Миронов, работают представители разных политических сил, разных партий, и всегда палата была выше политических споров. Все решения, по его словам, обсуждаются и принимаются единомышленниками с общих государственных позиций. Более того, заявил он, может, было бы полезным еще более усилить эту норму Регламента и прямо записать, что в стенах Совета Федерации не допускается партийная работа, а тем более какое-либо использование аппарата в интересах любой из партий. Сергей Миронов предложил в рамках весенней сессии рассмотреть это предложение.
При активном участии Совета Федерации, сказал Сергей Миронов, создан значительный правовой задел для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности страны, реализации конституционных прав граждан, защиты национальных интересов России и противодействия угрозам ее безопасности.
Принятие закона о федеральном бюджете на трехлетний период, заявил он, создало надежную финансовую базу для среднесрочного планирования действий по повышению качества и уровня жизни граждан. Сейчас созданы политические и экономические условия для достижения важнейшей цели: войти к 2020 году в пятерку стран – мировых лидеров по уровню экономического развития, создать необходимые условия для сбережения и всестороннего развития народа.
В предстоящем году, подчеркнул Сергей Миронов, перед Советом Федерации стоят новые сложные задачи. Приступила к работе сформированная на партийной основе Государственная Дума пятого созыва. С учетом этого обстоятельства нужно быстро отладить механизмы конструктивного взаимодействия и согласования позиций палат Федерального Собрания. В ближайшее время будет утверждена программа сопровождения в Совете Федерации законопроектной работы Государственной Думы.
Дав высокую оценку курсу руководства страны на формирование качественно нового пути социального развития – пути радикального улучшения и устойчивого развития социальной сферы, глава верхней палаты российского парламента отметил, что этому курсу полностью соответствует поддержанная Советом Федерации Доктрина социальной политики в России, которая призвана воплотить в жизнь конституционные принципы социального государства. В соответствии с этим документом Совет Федерации в прошедшем году разработал и направил на согласование в Правительство РФ законопроект “Об основах государственной поддержки семьи в РФ”. Он выразил уверенность, что инициатива главы государства о проведении в России Года семьи станет еще одним аргументом в пользу принятия такого закона.
Особое значение, продолжал Сергей Миронов, приобретает роль Совета Федерации как выразителя интересов российских регионов. В этой связи еще одним важным приоритетом является формирование и правовое закрепление новой региональной политики, основы которой были предложены на проведенных осенью прошлого года парламентских слушаниях.
С воплощением в жизнь своих законотворческих приоритетов Совет Федерации должен постоянно держать руку на пульсе реальной действительности, своевременно выявлять и предупреждать малейшие риски возможного снижения качества жизни граждан, заявил Председатель палаты. В качестве примера необходимости оперативного реагирования на повседневно возникающие вызовы и угрозы Сергей Миронов привел недавнюю серию взрывов бытового газа, которые произошли в начале года в Железноводске, на Ставрополье, в Самарской области, в столице Татарстана. По его словам, нельзя списывать эти трагические события лишь на неосторожность граждан. Совершенно очевидно, что истинные причины гораздо глубже. “Конечно, надо исправлять ситуацию с запредельным уровнем износа газовых сетей, в том числе и в жилом секторе. Видимо, было ошибочным решение об исключении из тарифа оплаты работ по профилактике и ремонту газового оборудования. Вероятно, надо вернуться к этому вопросу” , – сказал Председатель Совета Федерации. В связи с этим Сергей Миронов предложил бюджетному комитету палаты проработать вопрос о целевом выделении бюджетных средств на субсидии малоимущим семьям, пенсионерам и инвалидам на замену устаревших бытовых газовых плит и колонок.
Кроме того, добавил он, следует открыто признать и главное оперативно исправить системную ошибку в организации Гостехнадзора за безопасной эксплуатацией газового оборудования. Председатель Совета Федерации высказался за необходимость подготовки обращения палаты к Правительству России с предложениями выработать дополнительные меры по повышению ответственности региональных, муниципальных властей и специализированных организаций газовиков за проведение качественного аварийно-диспетчерского и технического обслуживания газового оборудования. Более того, необходимо перейти от отдельных решений и латания законодательных дыр к концептуально новой стратегии модернизации жилищно-коммунального хозяйства страны.
Глава верхней палаты российского парламента констатировал предстоящее очередное изменение тарифов на услуги в ключевых отраслях экономики. В этой ситуации, по его словам, парламентарии должны принять меры, чтобы их возможное повышение не привело к ухудшению материального положения граждан. “Ведь именно непрерывное и не всегда оправданное повышение цен на услуги ЖКХ, – подчеркнул он, – заставляет собственников жилья экономить на собственной безопасности, ставя под смертельную угрозу и свои, и чужие жизни”.
Как заявил Сергей Миронов, с осени прошлого года “страну накрыла как бы неожиданная волна инфляции”. Признав наличие, в частности, объективных факторов, глава палаты указал на очевидность: сегодня недостаточно регулирования цен на продукцию естественных монополий, тарифов на услуги ЖКХ, а также цен на горюче-смазочные материалы, требуется долгосрочная ценовая государственная политика, которая бы содержала антиинфляционные меры по развитию рыночной конкуренции и ликвидации излишних звеньев в цепи торговых посредников, паразитирующих и на труде непосредственных производителей, и на жизненно важных потребностях не самых обеспеченных людей. “Мы обязаны держать подобные процессы под постоянным контролем, в том числе активизировать усилия по системному учету позиций и экспертных оценок органов государственной власти субъектов РФ, воплощению в жизнь результатов работы Совета законодателей” , – подчеркнул Председатель верхней палаты Федерального Собрания. Без этого, добавил он, невозможно адекватное и своевременное реагирование на насущные проблемы в жизни страны.
Задача – дать бюджету четыре триллиона
На первом в этом году пленарном заседании перед сенаторами держал отчет руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов. Тема его доклада касалась инструментов формирования и реализации таможенно-тарифной политики Российской Федерации.Андрей Бельянинов отметил, что критика деятельности таможенной службы на протяжении многих лет не могла не сказаться на репутации ФТС. “При этом хочу обратить ваше внимание, что в прошлом году нашей службой было перечислено в бюджет 3 триллиона 253 миллиарда рублей. Согласно предварительным оценкам, таможня перечислила почти 43 процента средств федерального дохода, а в налоговую службу – 50 процентов от общего числа сборов. На этот год перед ФТС ставится беспрецедентная задача – передать в доход федерального бюджета почти 4 триллиона рублей!”
Руководитель ФТС отметил, что приведенные цифры свидетельствуют о состоянии российской экономики. “Насколько я знаю мировую практику, доля таможенных поступлений в других странах не превышает 14 процентов” , – сказал Андрей Бельянинов. Отдельно был затронут такой сегмент деятельности ФТС, как правоохранительные функции службы. “Исходя из динамики возбуждения уголовных дел (более 4500 в прошлом году) можно сделать вывод, что эффективность работы таможенной службы возросла почти в четыре раза. Я не знаю, хорошо это или плохо – большое количество уголовных дел. Но все-таки мне кажется, что такие показатели говорят о повышении профессионализма у работников таможни” , – отметил руководитель ФТС.
Вместе с тем растет и уровень “профессионализма” у контрабандистов. Таможенные нарушения носят транснациональный характер. “К сожалению, вынужден констатировать, что противоправные действия в нашей сфере совершают представители практически всех правовых ведомств и государственных органов, – сказал Андрей Бельянинов. – Основным нарушением остается занижение стоимости товаров, проходящих через таможню. Обращаю ваше внимание, что нашей головной болью также остается проблема переработки товаров вне таможенной зоны. Это касается таких важных объектов государственной экономики, как золото и углеводороды. Если пересек границу – плати пошлину. Иначе возникают лазейки для контрабандистов, что приводит в потерям доходов федерального бюджета”.
В заключение он акцентировал внимание на том, что стимулов у таможенников для эффективной деятельности практически не прибавилось: “Да, сегодня средняя зарплата сотрудника ФТС составляет около 25 тысяч рублей. Но отсутствует социальный пакет. Например, летом мы не можем обеспечить отдых своим работникам”.
Будут рассмотрены в первую очередь
Заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова рассказала, что предстоящий период в работе российского парламента будет насыщенным и напряженным.
Как отметила вице-спикер СФ, примерная программа законопроектной работы Государственной Думы на период весенней сессии 2008 года включает в себя 798 законопроектов. При этом, как уточнила сенатор, программа постоянно насыщается новыми законопроектами, инициативами: только за последнюю неделю число законопроектов увеличилось более чем на 100 наименований. Как известно, после рассмотрения и принятия закона Государственной Думой документ поступает на одобрение в Совет Федерации. Но работа над законопроектами ведется постоянно, в рабочих группах, согласительных комиссиях, на совместных “круглых столах” и парламентских слушаниях.
Касаясь содержательной части законопроектной деятельности Федерального Собрания на этот период 2008 года, заместитель Председателя СФ заметила, что около 50 законопроектов будут посвящены вопросам государственного строительства, а более 80 – социальному законодательству.
По мнению Светланы Орловой, большое значение парламент будет уделять формированию законодательной базы национальных проектов. Более 100 законопроектов, пояснила она, будет посвящено обсуждению вопросов строительства и земельных отношений, здравоохранения, образования, аграрной политики, а также проблемам охраны семьи, женщин и детей.
Инвестиции для регионов
Вопросы законодательного обеспечения мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности субъектов РФ, были обсуждены на заседании президиума Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ (Совета законодателей).
Тема более чем актуальная, учитывая то, что без инвестиционных вливаний невозможно успешно осуществить проект любого – будь то федеральный или районный – масштаба. А инвестиций, как показывает практика, даже при общей положительной по стране динамике их роста не хватает. Причем в некоторых регионах – катастрофически.
Безусловно, позитивному развитию инвестиционных процессов в стране в последнее время способствуют недавно принятые основополагающие законы – об особых экономических зонах и концессиях, которые “дали инструментарий для привлечения иностранных инвестиций”. “Но нам, – отметил Сергей Миронов, – очень нужны инвестиции в регионы нашего отечественного бизнеса”. Одни территории очень успешно реализуют этот потенциал, в других – с этим проблема.
Спикер привел пример, когда в двух соседних субъектах при равных условиях в одном строится за год 1, 2 миллиона квадратных метров жилья, а в другом в шесть раз меньше – всего 200 тысяч квадратных метров. Почему происходит так? “Ответ очень простой, – говорит Сергей Миронов. – В одной области губернатор абсолютно свободно выделяет земельные участки под строительство, а в другой – сидит, как собака на сене”.
Председатель Московской областной Думы Валерий Аксаков отметил, что Подмосковье, не обладая значительными природными ресурсами, тем не менее эффективно использует имеющийся у нее интеллектуальный потенциал. В прошлом году область привлекла 375 миллиардов рублей инвестиций. В то же время немало примеров, когда богатые природными ресурсами регионы никак не могут “включить” в работу этот перспективный потенциал, в десятки и сотни раз отставая от ведущих субъектов по социально-экономическим показателям. В результате, более половины инвестиционных вложений сконцентрированы в 10 субъектах Федерации. В 2006 году на долю восьми субъектов РФ, занимающих 10 процентов территории страны и с численностью населения в 24 процента от общего по стране, приходилось 47 процентов внебюджетных инвестиций в основной капитал, а объем иностранных инвестиций в этих регионах составил 82 процента.
Среди других факторов, снижающих инвестиционную привлекательность регионов, участники заседания называют инфраструктурные ограничения экономического роста, нестабильность макроэкономических условий из-за частых изменений в налоговом и регулирующем имущественные отношения законодательстве, недостаточность ресурсов отечественного финансового рынка для инвестиционного прорыва и отсутствие межотраслевого перелива капитала, несовершенство системы инвестиционных льгот и защиты прав инвесторов.
Источник: "Парламентская газета" (Москва).-31.01.2008.-№004-005.-с.1,4-5