Наш паровоз вперед летит?("Экономика и жизнь" (Москва).-11.12.2003-№19.-с.4)

11 декабря 2003

Вот уже полтора десятка лет государство называет поддержку малого бизнеса одним из важнейших приоритетов своей политики. Казалось бы, при столь неусыпном внимании он уже давно должен стать локомотивом рыночных преобразований, но почему-то постоянно тормозит и останавливается. В итоге количество мелких фирм и численность их работников меньше, чем в 1997 году, а удельный вес произведенных товаров и услуг в течение последних лет практически не изменился.


О том, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы разрушить стереотипы мышления в отношении людей, готовых взять на себя риск и хлопоты по ведению собственного дела, подвигнуть власть всерьез заняться их проблемами, шла речь на недавнем заседании Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации. На нем был рассмотрен опыт работы правительства Москвы по развитию малого и среднего предпринимательства и его законодательного обеспечения. Открывая обсуждение, Сергей Миронов отметил лидирующие позиции столицы в развитии этого сектора российской экономики.


По словам основного докладчика – министра правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгения Егорова, основными видами помощи являются финансовая, имущественная и информационная. Например, для начала своей деятельности предприниматели могут получить 120 тыс. рублей, а те, кто занимается инновационным бизнесом, – 250 тыс. рублей, причем деньги выдаются на безвозвратной основе. В столице также применяется механизм покрытия части процентной ставки (до 70 процентов) по кредитам коммерческих банков за счет бюджетных средств.


Вопросы имущественной поддержки планируется решать, в частности, путем строительства многофункциональных деловых центров, а также создания производственно-технологических зон, где будут размещаться малые предприятия различных сфер деятельности.


Любой бизнес не может обойтись без информационной поддержки. В Москве создана уникальная система, которая включает более 20 интернет-информресурсов, объединенных в единый портал. В ней можно найти все, что нужно для успешной работы, начиная от нормативно-правовой базы и вопросов организации бизнеса и заканчивая предложениями о деловом партнерстве. Проблема, однако, в том, что далеко не все московские предприниматели, не говоря уже о тех, кто работает в глубинке, знают о существовании этого ресурса и не пользуются его возможностями.


Из других имеющихся проблем Евгений Егоров особо выделил слабость нормативно-правовой базы. Закон о господдержке малого предпринимательства, принятый еще в 1985 году, безнадежно устарел. И хотя он противоречит всему законодательству, которое появилось в стране за последние несколько лет, ни правительство, ни Госдума не торопятся с рассмотрением нового законопроекта, представленного правительством Москвы, Торгово-промышленной палатой РФ и рядом других предпринимательских объединений.


Губительно для мелких коммерсантов и существующая налоговая система: чем она “круче”, тем более криминализированным становится бизнес. Ни для кого не секрет, что 80 процентов зарплаты выплачивается в “конверте”, и это заставляет предпринимателей работать на грани фола. Но вместо того чтобы думать над тем, как вывести их из “тени”, госструктуры больше заботит, каким образом увеличить поступления в казну, не забывая при этом и о собственных интересах. Для преодоления этой негативной тенденции в столице предлагают по-новому организовать регистрацию всех малых предприятий – через “одно окно”, которое заработает с 1 января будущего года. Смысл новации в том, чтобы человек, решивший создать свое дело, был избавлен от необходимости общаться с чиновниками, а значит, ему не придется сталкиваться с вымогательством при получении бесчисленных разрешений и согласований. “Решим эту проблему, – заключил министр, – решим и проблему коррупции”.


Полосу подготовила Галина Иванова