Народная трибуна

18 марта 2005


Государственная Дума приняла в окончательном, третьем чтении президентский законопроект “Об Общественной палате РФ”. Закон определяет основные правовые и организационные вопросы формирования и деятельности Общественной палаты РФ.



Напомним, что сам проект создания Общественной палаты был разработан в рамках усиления антитеррористического законодательства после трагических событий в Беслане в целях вовлечения широких кругов общества в реализацию государственной политики и предложен Владимиром Путиным на совместном заседании обеих палат парламента 13 сентября 2004 года.


Согласно документу, в состав Общественной палаты войдут граждане России, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, а также представители общероссийских региональных и межрегиональных общественных объединений и некоммерческих организаций. Также предусматривается возможность привлечения к работе палаты общественных объединений, не вошедших в ее состав.


Численность палаты будет составлять 126 человек. Президент РФ утверждает кандидатуры первых 42 членов палаты, которые в течение двух месяцев по конкурсному отбору будут принимать решения о приеме в палату еще 42 представителей от общероссийских общественных объединений.


Затем уже 84 члена палаты в течение одного месяца принимают решение о приеме оставшихся 42 представителей от региональных и межрегиональных общественных объединений. Согласно законопроекту, не позднее чем через месяц со дня формирования полного состава палата должна провести первое заседание, на котором избрать свой совет и секретаря.


На Общественную палату будет возложено обеспечение согласования интересов граждан и государственных органов для решения наиболее важных экономических и социальных вопросов, вопросов в сфере безопасности, а также зашиты демократических принципов организации гражданского общества. Эти задачи, как прописано в документе, будут решаться путем общественной экспертизы правовых актов органов власти, а также выдвижением гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение.


Общественная палата будет также осуществлять контроль за деятельностью Правительства РФ, а также органов исполнительной власти всех уровней (федерального, регионального, местного самоуправления) Решения палаты будут носить рекомендательный характер и приниматься в форме заключений, предложении и обращении


Для обеспечения деятельности палаты будет создан аппарат Общественной палаты, который является государственным учреждением, а его руководитель будет назначаться на должность и освобождаться от должности Правительством РФ по представлению совета палаты. Все расходы, связанные с деятельностью палаты, будут предусматриваться отдельной строкой в государственном бюджете


В состав Общественной палаты не могут входить политические партии, а также общественные объединения, которые были зарегистрированы менее чем за 1 год до дня истечения срока полномочии действующего состава Общественной палаты


Кроме того, членами палаты не могут стать президент, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, члены Правительства РФ, судьи, а также лица, занимающие государственные должности Кроме того, в палату не могут входить лица, признанные недееспособными или имеющие непогашенную или неснятую судимость


В течение 30 дней со дня вступления в силу закона глава государства должен определить кандидатуры первых 42 граждан России и предложить им войти в состав Общественной палаты В течение двух месяцев со дня первого заседания палаты в Интернете должен быть создан сайт Общественной палаты


МНЕНИЯ


“Общественность, специалисты и заинтересованные лица должны вместе с представителями властных структур искать решение наиболее значимых для страны проблем. Они должны обсуждать, предлагать и генерировать. Общественная палата должна стать своеобразной “дискуссионной площадкой”. Главное, чтобы она “не обюрокрачивалась” и не стала “псевдогосударственной” структурой”.


Председатель Совета Федерации Сергей МИРОНОВ.


“Общественная палата должна стать фильтром, который будет отсеивать все непродуманные и некачественные законодательные инициативы. Ее равная задача – осуществление компетентного экспертного контроля законопроектов с гражданской позиции, а также формирование новых законодательных инициатив, отвечающих потребностям людей”.


Заместитель председателя Госдумы РФ Владимир ПЕХТИН.


“Общественная палата – это общественный контроль, это общественная экспертиза, причем не только законов, но и нормативных актов работы исполнительной власти. Это очень серьезное решение в жизни нашей страны и еще один шаг к укреплению демократии и развитию институтов демократии”.


Первый вице-спикер Госдумы Вячеслав ВОЛОДИН.


“Общественная палата – это та последняя дверь, в которую могут постучаться наши граждане, когда их права нарушены. Кроме того, это тот буфер, который будет обсуждать законопроекты, вносимые и депутатами, и правительством”.


Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр ЧУЕВ.


 


Источник: ("Красная звезда" (Москва).-18.03.2005.-№044.-с.1, 3)