20 сентября 2002
Все чаще звучит на разных уровнях власти мысль: трудно управлять столь большим количеством субъектов Федерации. Не стоит ли уменьшить их количество через объединение? Председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов, прибывший в Иркутск для участия в работе 2-го Байкальского экономического форума, побывал в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, где на встрече с местными властями этот вопрос тоже был затронут. Обсуждалась возможность объединения округа с Иркутской областью, пишет сегодня газета “Труд” .
Царским указом от 19 октября 1764 года Сибирь стала именоваться Сибирским царством и была поделена на две губернии: Сибирскую с центром в Тобольске и Иркутскую с центром в Иркутске. Границы Иркутской губернии корректировало время, в новейшей истории она успела поименоваться Восточно-Сибирским краем, а в 1937 году сократилась до нынешних размеров Иркутской области. В том же году в ее составе был образован Усть-Ордынский Бурятский национальный автономный округ. Конец прошлого века разделил округ и область на два равноправных субъекта Российской Федерации. С тех пор вопрос об их слиянии время от времени поднимается. Плюсы и минусы объединения подсчитывают политики регионального уровня. И вот теперь представилась возможность сопоставить мнения высшей законодательной власти России, губернатора Иркутской области Говорина и главы администрации округа Малеева. Кажется, уже никто не сомневается: однажды область и округ объединятся. Вопрос лишь в том, на каких условиях и на каком социальном фоне. Эту тему Миронов и Малеев обсуждали сначала за закрытыми дверями, а затем – с депутатами окружной Думы.
Точка зрения Малеева такова: при слиянии должен быть образован совершенно новый субъект Федерации, который может именоваться, например, Прибайкальским краем. Он обратился к Миронову с предложением о том, чтобы СФ взял на себя кураторство над объединительным процессом. Спикер сообщил журналистам о создании рабочей группы по вопросам объединения округа и области при Совете Федерации.
Председатель верхней палаты российского парламента считает, что “не нужно подстегивать и торопить процесс, но если изменения назрели, надо решать вопрос”. Миронов особо подчеркнул, что “за” или “против” идеи объединения должны высказаться жители – на референдуме. У губернатора Иркутской области Говорина своя точка зрения: “Объединение – это не политический, а прагматический процесс. Он будет успешным только в том случае, если станет способствовать повышению качества уровня жизни граждан”.
Однако, кроме политических мотивов, существует и объективная реальность. В настоящее время бюджетная обеспеченность жителей Иркутской области – территории-донора – в два раза ниже, чем в Усть-Ордынском округе – дотационной территории. В 2003 году, по предварительным данным, округ получит из федерального бюджета 3 млрд. рублей вместо 1,8 млрд., выделенных нынче, а для области запланировано около 1 млрд. Председатель Законодательного собрания Иркутской области Шишкин считает, что, кроме финансовых проблем, могут возникнуть и правовые: придется отменять ныне действующие законы и создавать новые – единого субъекта.
В одном политические деятели любого уровня сходятся: объединение не произойдет завтра, его не случится и в будущем году. Этот процесс может занять 2-4 года.