Московской подземке требуется "давильщик"

23 ноября 2005




Спикер Совета Федерации просит у бюджета денег на метро




Этим летом председатель Совета Федерации Сергей Миронов проехался в московском метро, проведя под землей ровно 22 минуты. И с тех пор он загорелся идеей о том, что Московскому метрополитену требуется дополнительное финансирование.


Вчера по инициативе Миронова в Совете Федерации был поднят вопрос о ситуации в столичной подземке.


“Метро, которое считается скоростным и комфортным средством передвижения, зачастую не обеспечивает ни скорости, – ни комфорта, – делился Миронов с другими сенаторами. – Главная проблема – то, что с распадом Советского Союза развалилась успешно работающая схема финансирования, когда городские и федеральные власти выделяли по 50% необходимых для строительства и реконструкции средств. Сейчас это соотношение 80 к 20%”. Но и это на бумаге – на деле помощь федералов еще меньше. В 2006 году на развитие подземки, по самым скромным подсчетам, требуется 20 млрд. рублей. Сейчас имеется только половина – 10 миллиардов. Из них 8, 2 миллиарда -вклад московских властей и 1, 8 миллиарда – федеральных. До заявленных 20% от государства не достает 200 миллионов. Между тем, по словам начальника московского метро Дмитрия Гаева, метрополитен готов осваивать ежегодно и до 30 млрд. рублей. Из этого расчета сейчас уже утверждена программа развития метрополитена до 2015 года.


Если сейчас не принять меры по финансированию, через пять лет в метро будут по масштабу такие же пробки, как на дорогах, заявил Дмитрий Гаев. Наверное, глава столичного метрополитена имел в виду все же давку. Действительно, жутковатые кадры из Японии 80-х годов, когда в токийском метро была введена официальная должность “прессовщика” толпы в вагон, может повториться и в Москве. По словам Гаева, уже сейчас столичной подземке не хватает 120 км путей. Четыре из 11 линий работают с 30-процентной перегрузкой.


Между тем, как объяснил Гаев, метро – настоящее спасение для мегаполиса. “Московский метрополитен заменяет 16-полосную автомагистраль. Один поезд везет 2000 человек. Это все равно что 10 автобусов, 1000 автомобилей”, – сказал начальник подземки.


В ближайшие пять-шесть лет на метро возлагаются большие надежды. По словам первого заместителя мэра в правительстве Москвы Юрия Росляка, необходимо реализовать альтернативную программу создания системы пересадочных узлов. Суть проекта в том, чтобы люди могли оставлять свои автомобили на крупных паркингах и пересаживаться на скоростной подземный транспорт.


И Росляк, и Гаев настаивают на возвращении к схеме финансирования 50 на 50. Однако такая перспектива пока видится довольно отдаленной. Как заявил начальник департамента государственных целевых программ Минэкономразвития Юрий Колочков, московское метро – не единственная проблема федералов. “Метро есть не только в столице. И мы не можем отдавать приоритет какому-то одному городу. Финансирование должно быть сбалансированным, и думать о схеме 50 на 50 пока рано”, – подчеркнул Колочков. “Может быть, когда-нибудь мы и перейдем к равному с городскими властями финансированию, но пока хорошо бы добиться выполнения схемы 20 на 80”, – поддержал коллегу замминистра транспорта Александр Мишарин. Сразу видно, что эти чиновники в отличие от Миронова не ездили на московском метро. И, видимо, пока все “заинтересованные лица” не испытают на себе “блеск и нищету” московской подземки, способ ее финансирования не изменится.


Инна Осиновская


Источник: ("Газета" (Москва).-23.11.2005.-№222.-с.7)