Метро без инвестиций неподвижно

10 октября 2005




В Совете Федерации прошло совещание, посвященное развитию метрополитена в Санкт-Петербурге, которое провел Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Также в заседании приняли участие заместитель председателя палаты Светлана Орлова и заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Олег Толкачев, представители питерской власти.



Открывая совещание, Председатель Совета Федерации напомнил, что в семи крупнейших городах России уже действует метрополитен, а еще в четырех – строится. По каждому городу существует готовая программа строительства метро. Кстати, это те самые проработанные инвестиционные проекты, особо отметил Сергей Миронов, на которые и могли бы пойти деньги из Инвестиционного фонда. При этом он выразил сожаление по поводу “замораживания” значительных средств, которые и могли бы направляться на социальные нужды, и предложил при корректировке госбюджета предусмотреть выделение дополнительных средств на развитие метрополитенов.


Одна пятая часть населения страны проживает в городах-миллионниках, где метро играет гораздо больпую роль, чем просто вид городского транспорта, заметил глава палаты.


В связи с этим Сергей Миронов в очередной раз напомнил, что до 2000 года городские метрополитены финансировались поровну из федерального и регионального бюджетов, и только с 2003 года началось снижение доли федерального финансирования – с 50 до 20 процентов. И строительство метрополитенов в России просто прекратилось. В этой связи Председатель Совета Федерации предложил вернуться к былой схеме финансирования – 50 на 50.


Кстати, участвующий в заседании вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров, курирующий в питерской администрации вопросы дорожного строительства, напомнил, что Питерскому метрополитену в этом году исполняется 50 лет. А потому это совещание в Совете Федерации, проходящее накануне такого юбилея, имеет для Северной столицы очень важное значение. Он также рассказал, что по протяженности (103 километра и 59 станций) питерское метро занимает второе место.


К слову, по мировым стандартам на миллион жителей полагается 60 километров метро, к этим показателям стремятся и Париж, и Токио, и многие другие мегаполисы. Так вот, если Москва “вписывается” в эти параметры, то Санкт-Петербург отстает, причем в 4 раза. Ежедневно пять миллионов петербуржцев пользуются метро, а это практически каждый житель Северной столицы.


Исторически здесь сложилось так, что несколько крупных районов лишены этого вида транспорта. Например, Фрунзенский, Красносельский, Приморский и Красногвардейский. В совокупности полтора миллиона жителей второго по численности города России лишены возможности пользоваться самым доступным и быстрым видом городского транспорта. Это произошло не от того, что городские мужи плохо планировали строительство метро. Напротив, во всех генпланах города, а его новый проект принят как раз в этом году, метростроительству отведаю очень важное значение во всей транспортной системе города. Но головной болью последних десяти лет было преодоление размывов, на ликвидацию которых и пошла большая часть денег.


Впрочем, в следующем году в Питере планируется ввести две новые станции метро, но это все, как говорится, дострой еще советских времен. До 2015 года планируется ввести Фрунзенский радиус метро, 31 км туннеля уже практически готов. Однако не хватает одного – денег. Ежегодная потребность в финансах составляет 8 миллиардов рублей.


“Готов взять шефство над развитием Петербургского метрополитена, – заявил в связи с этим Сергей Миронов. – И более того, я намерен курировать всю проблему развития метрополитенов в России”.


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-10.10.2005.-№177.-с.1,2)