Местные проблемы станут ближе Центру.("Парламентская газета" (Москва).-10.07.2004.-№126.-с.1)

10 июля 2004

Присутствие на заседании Президента России, безусловно, внесло в заседание особый настрой, определивший деловую конструктивность и краткость выступлений участников заседания.


Доклад Председателя Совета Федерации Сергея Миронова касался собственно нескольких пунктов. Обратив внимание на объективные трудности в ходе разграничения полномочий между Центром и регионами, он обозначил проблему соответствия доходных полномочий территорий их расходным обязательствам. “Только на этом пути нам удастся изжить такое негативное явление современных межбюджетных отношений, как нефинансируемый федеральный мандат, – отметил глава верхней палаты. – Нет особой нужды в очередной раз повторять, что особенно больно неурегулированность в данной сфере бьет по простым гражданам нашей страны”.


Особое значение, по мнению Сергея Миронова, в этой сфере имеют проекты федеральных законов о поправках в Бюджетный и Налоговый кодексы. Главная их задача – разграничить доходные полномочия и расходные обязательства, перераспределить налоговые доходы между уровнями бюджетной системы, а значит, заложить стабильную и долгосрочную основу сбалансированности бюджетов всех уровней. Оттого, как будут решены эти вопросы, и будет зависеть эффективность всей реформы федеративных отношений.


Вторым пунктом выступления председателя палаты регионов стала проблема несоответствия федерального и регионального законодательства. По словам Сергея Миронова, много принимаемых сегодня законов содержат положения, которые не стыкуются с уже действующими законами.


Сергей Миронов обратил внимание собравшихся и на обсуждаемый сегодня законопроект о монетизации льгот: “Сегодня на повестке дня стоит более 150 отраслевых законов, которые нужно пересматривать. Многие из них относятся к важнейшей и сложнейшей сфере – сфере разграничения полномочий в вопросах социальной политики государства. Эти законы так или иначе затрагивают большинство населения России. Считаю, – продолжил свою мысль Сергей Миронов, что в целом этот пакет законов по социальной проблематике важен и необходим. Однако необходимо еще раз взвесить все “за” и “против” конкретных механизмов его воплощения в жизнь, ведь он коснется многих миллионов россиян.


Другой важной проблемой, где согласованность законодателей всех уровней, по мнению Сергея Миронова, необходима, является начавшееся на федеральном уровне сокращение избыточных функций государственного управления. Эта работа должна переместиться и на нижестоящие уровни власти. При этом сокращающиеся на федеральном уровне функции не должны возрождаться вновь ни на уровне федеральных округов, ни на региональном уровне.


Докладчик не обошел вниманием и процесс разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и регионами, регионами и муниципальными образованиями, который идет уже не первый год. Роль Совета Федерации и Совета законодателей в проведении федеративной, муниципальной и административной реформ в этом процессе сложно переоценить.


В этой связи Сергей Миронов предложил организовать обсуждение Советом законодателей на регулярной основе наиболее значимых законопроектов из пакета, посвященного федеративной и административной реформе в целях выработки консолидированной позиции законодателей страны по ключевым вопросам реформирования системы власти.


Председатель верхней палаты Федерального Собрания вновь обратился к идее создания специального парламентского центра при Совете законодателей, который смог бы обобщить законодательные инициативы регионов и привести их в более четкий юридический формат, а также взял бы на себя часть подготовительной работы, чтобы в последующем Совет Федерации, используя право законодательной инициативы, мог вносить проекты законов в Государственную Думу.


– Проблема разграничения компетенции актуальна для нашей страны как никогда, – заключил свое выступление Сергей Миронов, – и решить мы ее сможем только на основе консенсуса всех ветвей и уровней власти путем аккумулирования в единый вектор всех усилий общества и государства по достижению поставленной цели. Вместе с тем надо помнить, что разграничение полномочий между Федерацией и регионами, регионами и муниципальными образованиями не является самоцелью, его результатом должно стать повышение уровня жизни наших людей.


Елизавета Домнышева, Александр Ржешевский