Малым школам - самое большое внимание.("Парламентская газета".- 29.10.2002.- №205.- c.3)

29 октября 2002

На прошлой неделе состоялись парламентские слушания на тему: “Проблемы современной сельской школы и пути ее развития”. Тон слушаниям задал открывший их спикер верхней палаты Сергей Миронов. Суть краткого вступительного слова Председателя Совета Федерации свелась к тому, что модернизация всей общеобразовательной системы России без модернизации сельской школы невозможна. “Поднимем сельскую школу, поднимется и Россия – это простая, но огромная по значимости истина” -таковы были его слова.

Выступивший затем с докладом заместитель Председателя СФ Михаил Николаев конкретизировал концепцию основных проблем, стоящих сегодня перед сельской школой. Он буквально “разложил по полочкам” первостепенные шаги, которые необходимо проделать, чтобы ликвидировать неравные общеобразовательные возможности школ, находящихся в сельской местности, и тех, которые расположены в городах. Михаил Ефимович акцентировал внимание собравшихся на формировании нового образа сельского учителя и создании для него дополнительных стимулирующих мер для работы за счет новой материальной базы. Он указал на острейшую необходимость развития профессионального и интернет-образования на селе. “Прежде всего это нужно для того, – сказал Михаил Николаев, – чтобы сельский школьник преодолел провинциальный комплекс и мог свободно чувствовать себя при поступлении в любой вуз страны”.

Первый заместитель министра образования России Виктор Болотов на примере нескольких цифр показал, что положение дел на селе желает быть намного лучшим. Он, в частности, назвал количество сельских учащихся; по сравнению с периодом времени 4-летней давности этот показатель сократился почти на 400 тысяч человек, а количество учителей-на 10 тысяч. Это в свою очередь привело к тому, что за это же время было закрыто полторы тысячи малых школ. При этом в сельской местности сегодня функционируют 5604 школы, в каждой из которых обучаются менее 10 человек.
Организовать в них полноценный учебный процесс, как отметил заместитель министра, практически невозможно.

Председатель Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов проинформировал собравшихся о ряде мер, предпринятых руководством страны в отношении сельских школ за последние два года. Все они полностью соответствуют проекту постановления о реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений, разработанному Министерством образования РФ. Так, в 2001 году 50 миллионов рублей были направлены на приобретение и поставку методической литературы в школьные библиотеки сел и деревень. В этом – 25 миллионов ушло на создание центров интернет-телефонии и доставку учебно-наглядных пособий. С 1 сентября в семи регионах сельской местности начался эксперимент по доступности получения высокого качества общего образования, конкурентоспособного городскому.

После прений, в которых приняли участие приглашенные на парламентские слушания, был выработан целый ряд обращений: к Президенту Владимиру Путину, руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, ректорам высших учебных заведений, руководителям ведущих акционерных обществ и компаний. Суть просьб и призывов всех этих обращений сводилась в основном к тому, чтобы привлечь внимание как можно большего количества высокопоставленных чиновников и различных структур к проблемам малых школ, которые находятся в сельской местности России. И которые в случае оказания им соответствующей помощи, как благородная российская нива, способны одарить страну новыми Ломоносовыми и Менделеевыми, Гагариными и Алферовыми… Самое привлекательное, что в этих обещаниях, по-видимому, есть очень немалая доля правды.

Виктор СИРЫК