Любить по-зарайски.("Сельская жизнь" (Москва).-12.02.2004.-№11.-с.6)

12 февраля 2004


В Подмосковье прошел форум краеведов России


“В России три столицы: Зарайск, Москва и Луховицы”. Припомнил местную присказку в своем выступлении почетный гражданин Зарайска Владимир Иванович Полянчев. Луховицы, чтобы было понятно, – это соседний район, и там, между прочим, тоже есть своя присказка: Зарайск оттого так называется, что расположен за раем – за Луховицами то есть. Вот такие патриоты живут в той местности, которую совсем не случайно избрали для проведения большого сбора российских краеведов.


Сравнение маленького подмосковного города с официальной столицей России возникло в народных прибаутках тоже не случайно. Упоминание о Зарайске в древнерусских летописях относится к 1146 году – выходит, он на год старше Москвы. На территории района расположено 115 археологических памятников, их плотность здесь вдвое выше, чем в среднем по области. Сооруженный в XVI веке Зарайский кремль, прекрасно сохранившийся до наших дней, предназначен был служить крепостью, оберегающей южные и юго-восточные рубежи Московского государства. Отсюда во главе отрядов ополчения ушел освобождать Москву зарайский воевода Дмитрий Пожарский, памятником которому гордится очень почитающий свою историю местный народ. Всего же в районе учтены и “поддерживаются в надлежащем состоянии” более 300 археологических, исторических, архитектурных и монументальных памятников, не считая тех, что пока находятся в стадии восстановления. Добавим сюда дивной красоты ландшафт, реку Осетр, петляющую между лесов и холмов, да еще и традиционное зарайское дружелюбие – и станет понятен патриотизм зарайских краеведов, которыми много лет руководит замечательный исследователь, создатель уникальной “Зарайской энциклопедии” Владимир Полянчев.


На форум российских краеведов приехал председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов, объяснивший свой визит тем, что “душа сюда рвалась давно”. Спикеру верхней палаты конечно же показали главные достопримечательности, сводили в музей, в кремль, в собор Иоанна Предтечи, а к памятнику князю Федору, его жене Евпраксии и их сыну Ивану он даже возложил цветы, совершенно очарованный легендой об их верности и стойкости. По этой легенде красавица Евпраксия, узнав о гибели в битве с татарским ханом мужа, предпочла смерть плену и бросилась, прижимая к груди сына, с высокого терема.


Отдав должное зарайской истории, бережности, с которой относятся к ней здесь, Миронов в своем выступлении на форуме подчеркнул: именно культура дает созидательный импульс человеку. “Невозможно воспитать любовь к Родине, если не будет любви к малой родине”. Малые города и поселения Сергей Миронов назвал главной Россией, сохраняющей духовность и традиции. Но у малых городов – большие проблемы: только 15 процентов их способны экономически сами себя содержать, реформы уничтожили множество градообразующих предприятий. Миронов убежден, что в краеведении заключен мощный экономический ресурс: за рубежом миллионы туристов устремляются в места, гораздо менее значимые исторически и культурно, чем наши малые города. По его мнению, хотя культура и должна финансироваться государством обязательно, для развития туризма требуется не столько бюджетная поддержка, сколько создание условий для предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Ему надо только не мешать – и здесь очень важна роль местной власти. И самое главное: туристическая инфраструктура должна развиваться в расчете на наше российское население, на семейные экскурсии, на небогатый народ, которому не из чего оплачивать дорогие гостиницы и рестораны.


Директор НИИ культурного и природного наследия Юрий Веденин горестно посетовал на то, что люди знают порой “Антарктиду лучше, чем свой край”. Социологи утверждают, что многие жители старинных поселений склонны считать их некрасивыми, пыльными, заштатными. Они предпочитают им стандартные новые поселки. Участие в краеведческой работе открывает человеку глаза на край, в котором он живет, чтобы любить его, должно возникнуть личное ощущение своей с ним связи.


Участники форума пришли к выводу, что Зарайску в этом смысле повезло с местной властью: краеведческая деятельность здесь поддерживается на всех уровнях. Создано историческое общество, которое издает свой альманах, постоянно выходят в свет новые книги и буклеты. В школах как городских, так и сельских с первого по девятый класс официально введены уроки краеведения. Учителя бесплатно получили библиотечки из книг, карт и схем на эту тему.


Отдавая должное успехам и достижениям коллег, краеведы конечно же не могли не поделиться и проблемами. Одна из главных – подготовка и повышение квалификации кадров. Российские специалисты первыми в мире еще в двадцатые годы создали методику изучения “малой родины”. Но очень многие российские краеведы стали жертвами репрессий -историческая память и связь времен тогда в задачи идеологии укладывались плохо. Только с конца пятидесятых годов XX века движение это начало восстанавливаться. Академик Сигурт Шмидт напомнил слова Дмитрия Лихачева, сказанные им незадолго до кончины: “Краеведение – основа нравственного воспитания народа”. Сегодняшнее краеведение возродило интерес к изучению народной генеалогии – это, убежден Сигурт Шмидт, воспитывает оседлость, что чрезвычайно важно для развития страны. Как и вся культура, краеведение должно научно развиваться – и это важнейшая забота государства. Надо готовить кадры, издавать книги и специальные журналы, выделять целевые стипендии для работы в архивах и подготовки научных работ. Историко-культурное наследие сохранялось в России и в самые трудные годы во многом благодаря учителям, но беда в том, что таких подвижников становится все меньше и преподавание этой дисциплины в вузах и школах страны сокращается.


Не раз на форуме собравшиеся вспоминали давнюю фразу самого Сигурта Оттовича Шмидта, давно ставшую девизом российских исследователей родной земли: “Краеведение – это еще и краелюбие”. Для того, кто свой край любит, и самое малое родное поселение на земле – столица. Так что правы, наверное, жители Зарайска, считая таковой свой древний городок.

Ольга БОГУСЛАВСКАЯ, спец. корр. “Сельской жизни”