27 августа 2002
Во вторник в Совете федерации прошло второе заседание президиума совета законодателей, созданного по образцу госсовета. Оно было посвящено федеративной реформе, которая готовится под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака. С двухчасового заседания, на которое журналисты допущены не были, Козак вышел довольным. Обступившим его репортерам он сразу сообщил, что реформа потребует изменить 135 законов, что положит конец путанице с полномочиями муниципалитетов, и самое главное – большинство законодателей полностью согласны с планом грядущих изменений, над которым комиссия Козака работала целый год.
Тот факт, что предложения Козака понравились совету законодателей, который состоит из председателей региональных законодательных собраний, сам по себе крайне удивителен.
Дело в том, что именно в регионах будущая реформа местного самоуправления вызывает больше всего возражений. Например, губернаторы и мэры упрекают Кремль в том, что у местных органов власти элементарно не хватит денег, чтобы взять на себя все те полномочия, от которых в их пользу откажется федеральный центр. Как уже писала «Газета.Ru», реформа будет крайне непопулярной, из-за этого ее осуществление отложено до успешного переизбрания Владимира Путина президентом в 2004 году, хотя законодательную базу подготовят гораздо раньше.
По словам Козака, пакет основополагающих законов о местном самоуправлении в новой редакции будет внесен в Госдуму в конце сентября, в ноябре депутатам поступят поправки в лесной и водный кодексы, а в январе – в налоговый и бюджетный.
То, что обсуждение реформы прошло гладко, – во многом личная заслуга Сергея Миронова. Созданный под его руководством совет законодателей с первых же шагов проявил к Кремлю абсолютную лояльность. Другого от коллег спикер верхней палаты и не ждал. Еще до сегодняшнего мероприятия он заявил, что главная цель совета законодателей – создавать «целостную и непротиворечивую законодательную базу» и заранее «упреждать несостыковки» в региональных и федеральных законах. Напомним, эта структура была создана в мае и задумывалась как аналог госсовета для законодательной власти. В совет законодателей автоматически вошли все спикеры местных парламентов, как в свое время в госсовет были зачислены главы субъектов федерации. Точно по такой же схеме был избран и небольшой президиум, собиравшийся сегодня в СФ под председательством Миронова и с участием вице-спикера Госдумы Слиски как представителя от нижней палаты.
На этом же заседании было впервые показано, каким образом с помощью совета законодателей в регионах будут лоббироваться интересы Кремля.
Собравшимся сразу же раздали проект решения президиума на шести страницах, подписанный самим Мироновым. Все основные положения документа можно найти и в концепции федеративной реформы, написанной под руководством Козака, с той лишь разницей, что в решении президиума подробно разъяснено, какие ее положительные стороны должны заметить и утвердить депутаты Думы и сенаторы, а какие – члены региональных парламентов.
Формально решения совета законодателей носят всего лишь рекомендательный характер, однако спикер Совета федерации уже начал обзаводиться рычагами влияния, которые в будущем заставят региональных парламентариев относиться к законодательной копии Госсовета с большим вниманием.
Как бы случайно перед началом заседания главам ЗакСов раздали небольшой доклад вице-спикера СФ Александра Торшина, одновременно являющегося ответственным секретарем в совете законодателей. После поездки по Приволжью Торшин пришел к неожиданному выводу, что федеральному центру нужно кардинально менять существующую систему местных парламентов. «Нет единства в уставах и регламентах законодательных собраний. Нет единой схемы проведения заседаний», – переживает вице-спикер. Больше всего его удивляет тот факт, что количество депутатов в местных парламентах не всегда пропорционально численности населения: «В республике Тыва на 162 тысячи населения – 162 депутата. В Москве – 35 на 7 миллионов жителей». Все противоречия Торшин предлагает решить одним федеральным законом, который предписал бы всем парламентам единые правила и жестко регламентировал их деятельность вплоть до того же «порядка проведения заседаний».
Хотя предложения Торшина как откровенно недемократические, скорее всего, будут недоброжелательно восприняты даже в Кремле, на глав местных парламентов они должны были произвести впечатление. Грубо говоря, им просто продемонстрировали силу, дав понять, что когда-нибудь все ЗакСы под предлогом некой реформы можно будет элементарно разогнать. После такого холодного душа спикерам сложно было не проявить сговорчивость на ответственном заседании – таком важном для Кремля, Козака и самого Сергея Миронова.
Елена Руднева, Мария Цветкова