Короткое замыкание... на тарифах по электроэнергии.("Парламентская газета" (Москва).- 17.10.2002.- №197.- c.1-2)

17 октября 2002

После ряда обязательных процедур, предшествующих началу 94-го заседания Совета Федерации (на этот раз они затянулись почти на полтора часа), сенаторы ушли от запланированного накануне порядка рассмотрения вопросов и убрали из повестки дня

“правительственный час”, перенеся его на следующее заседание. А начать обсуждение было решено с внесения изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”.

С изменением регулирования тарифов решено повременить. Этот вопрос на повестке дня изначально стоял лишь на 19-м месте. Решение же рассмотреть его вначале стало неслучайным. Никто не сомневался, что именно он вызовет наиболее острые дебаты в споре над законом. И жаркие дискуссии, в которых приняли участие сенаторы не только из профильных комитетов и комиссий, стали тому подтверждением.

Суть вносимых поправок заключалась в том, что предлагался новый порядок установления и изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию: один раз в год

(вместо ныне действующего – не чаще, чем один раз в квартал) еще до принятия проекта бюджета в первом чтении. При этом данный процесс должен находиться под контролем законодательных органов государственной власти.

Большинство сенаторов сошлись во мнении, что федеральный закон о внесении изменений в статью 2 закона о регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию не доработан. В результате с очень незначительным перевесом голосов он был отклонен и предложено создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подчеркнул, что в законе “в принципе заложена здравая идея”.

По его словам, верхняя палата “не отклонила закон в принципе”. “Другое дело, что он не совсем выверен технически и юридически”, – подчеркнул спикер. Он выразил надежду, что документ будет значительно улучшен в ходе согласительной процедуры.

Это полностью согласуется с позицией кабинета. Как подчеркнул замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов, документ следует увязать прежде всего с пакетом законов о реформе энергетики, которые находятся сейчас в Госдуме. Представитель Минэкономразвития также полагает, что разовый пересмотр тарифов вынудит правительство и естественные монополии закладывать в них все риски, и тарифы неизбежно станут более высокими. “От этого выиграет не промышленность, а естественные монополии”, – подчеркнул он. Стоит напомнить, что закон о регулировании гостарифов был одобрен Госдумой 27 сентября вопреки возражениям правительства и федеральной энергетической комиссии.

Члены Совета Федерации полагают, что увеличение тарифов лишь раз в год может спровоцировать инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

В бюджет-2002 внесена поправка

Необходимость изменений в Закон “О федеральном бюджете на 2002 год” возникла из-за создавшейся ситуации, возникшей на зерновом рынке в этом году. В результате высокого валового сбора зерновых культур произошло резкое снижение цен на зерно внутри страны. Это привело к сокращению доходов сельхозтоваропроизводителей и повлияло на перспективы развития соответствующего сегмента рынка.

Для поддержания на рынке приемлемых цен на зерно предполагается выделить в качестве государственных гарантий 6, 5 миллиарда рублей для привлечения кредитов Сбербанка по проведению всех необходимых закупочных мероприятий на зерновом рынке.

Выплата процентов за пользование кредитами будет осуществлена за счет остатков средств федерального бюджета, образовавшихся по состоянию на 1 января этого года из-за неполного использования Министерством сельского хозяйства и продовольствия доведенного до него объема финансирования.

Одобряя этот закон, сенаторы обратили внимание на то, что правительство “неудовлетворительно прогнозирует ситуацию на зерновом рынке”. Министр сельского хозяйства несет персональную ответственность за “ненадлежащее использование гарантий федерального бюджета для проведения закупок на зерновом рынке. Поэтому необходимо предусмотреть меры, обеспечивающие закупки зерна непосредственно у производителей”. Сенаторы посчитали целесообразным в конце года заслушать в рамках “правительственного часа” в Совете Федерации отчет министра по результатам проделанной работы.

Банкротами не рождаются, ими становятся

Закон о несостоятельности (банкротстве), попавший вчера в поле зрения сенаторов, прошел предварительно очень тернистый путь. Он уже принимался Госдумой и был одобрен Советом Федерации. Но в связи с отклонением закона Президентом России с предложением доработать его, данному документу пришлось повторить цикл.

В результате предложенные изменения уточняют и конкретизируют основания, чтобы признать должника банкротом: регулируют порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства; а также – всех необходимых процедур, если должник проявляет неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредитора. Учтены и положения, касающиеся прав собственника должника в период погашения долгов. Отныне закон о несостоятельности представляет собой четкий механизм, при помощи которого можно осуществить процедуру банкротства. За что, собственно, сенаторы и проголосовали.

Лучший отдых -смена деятельности

Перерыв между заседаниями спикер верхней палаты Сергей Миронов традиционно использовал для работы. На втором этаже Совета Федерации он открыл персональную выставку художника из Твери Михаила Пантелеева с прозаическим названием “Путешествие в цвет XXI века”, а также встретился с ветеранами-подводниками, участниками Карибского кризиса сорокалетней давности.

А еще во время перерыва все сенаторы, не имеющие московскую прописку, выполнили свой гражданский долг и переписались прямо в стенах палаты.

***

Давайте разберемся

53 сенатора обратились к председателю Счетной палаты Сергею Степашину с тем, чтобы провели контрольно-ревизионное мероприятие для установления финансовых потерь в результате применения Соглашения о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях, подписанного 1 июня 1990 г. в Вашингтоне тогдашними министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и государственным секретарем США Джеймсом Бейкером.

По данному соглашению СССР передал США часть вод в районе Берингова пролива и Чукотского моря, в результате чего была изменена линия разграничения морских пространств, установленная между Россией и США в 1867 году. Как говорится в обращении, в результате этого соглашения к США отошел район площадью 23 700 квадратных километров. Таким образом, этим соглашением была фактически оформлена окончательная договоренность о передаче американской стороне суверенных прав и юрисдикции на участки исключительно экономической зоны СССР центральной части Берингова моря, часть которого в последующем вошла в так называемый “восточный специальный район”. С учетом того, что переданный район имел особое экономическое значение для отечественного рыболовства, с советской стороны в 1977 году была заявлена компенсация в объеме 150 тысяч тонн рыбы ежегодно. Вплоть до 1981 года США компенсировали эти потери предоставлением СССР соответствующих квот на вывоз морской рыбы.

Кроме того, Америка получила 7700 километров 200-мильной зоны СССР. Но по соглашению граница прошла не на одинаковом расстоянии от берегов СССР и США. В результате этого экономическая зона США оказалась на отдельных участках на 50 миль выше 200-мильного лимита.Продуктивность этой зоны, по неофициальным данным специалистов Госкомрыболовства, оценивается в 200 тысяч тонн минтая ежегодно. И, наконец, по этому документу к американцам отошли 46 300 квадратных километров континентального шельфа, при этом участок континентального шельфа, отошедшего к нашей стороне, составляет всего 4 600 квадратных километров.

В связи с этим сенаторы просят Счетную палату провести соответствующие контрольно-ревизионные мероприятия для точного установления финансовых потерь России в результате этого соглашения. Кроме того, Счетная палата должна провести всестороннюю экспертизу этого документа на предмет будущих ежегодных потерь нашей страны.

***

Полномочия подтверждены

Людмила Нарусова стала вчера членом Совета Федерации. Верхняя палата подтвердила на пленарном заседании ее полномочия в качестве представителя Верховного Хурала Республики Тыва. В этом качестве Людмила Нарусова сменила Чанмыра Удумбара, который работал с прежним составом Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.

Совет Федерации подтвердил полномочия Сергея Пугачева, который будет представлять правительство Республики Тыва.

Виктор Сирык и Александр Шаров