Консолидирующий спикер.("Комсомольская правда" (Москва).-19.02.2004.-№032.-с.7)

19 февраля 2004

В конце этой недели в Академии госслужбы пройдет международная конференция “Совет Федерации: опыт десятилетия, итоги и перспективы”. Каковы же итоги “опыта десятилетия” российского сената и заодно – его спикера?


Если Госдума последние десять лет формировалась по одному и тому же принципу (половина депутатов выбиралась по партспискам, а половина -в одномандатных округах), то Совет Федерации “лихорадило”. Первый его состав (1993 -1995 гг.) был выборным, но не запомнился яркостью персонажей. Кремль решил объявить это время “переходным периодом”, непонятно, правда, откуда и куда. На смену выборным сенаторам пришли губернаторы и спикеры региональных парламентов.


“Губернаторий” – сейчас, наверное, уже мало кто помнит, что именно так называли прежний, дореформенный состав Совета Федерации. Руководил им нынешний орловский губернатор Егор Строев, а представлял собой этот орган власти некое рыхлое образование, предназначение и смысл которого трудно было внятно определить. Он не был оппозиционен Кремлю, но и не поддерживал реформы. Структура, расположившаяся на Большой Дмитровке, занималась не столько защитой общегосударственных интересов, сколько элементарным лоббированием. Можно сказать, что задача сенатора состояла в том, чтобы выбить определенные преференции для своего региона. С приходом Путина на президентскую должность, а Миронова – на спикерство – ненормальная ситуация стала меняться.


Президент внес законы о новом способе формирования сената (не из губернаторов и спикеров, а из региональных представителей). Заняв 5 декабря 2001 года председательский пост в обновленном составе Совета Федерации, Миронов стал уводить палату от демонстративного лоббизма и делать из нее парламентский орган, действующий в интересах государства. Безусловно, Совет Федерации останется местом, где стыкуются интересы территорий. Потому приходится учитывать разно-векторные региональные устремления. Но все же удалось направить эти векторы в общегосударственное русло. По сравнению с Думой Совет Федерации смотрится в хорошем смысле “тихой гаванью российской политики”.


Вот данные самого последнего опроса Фонда общественного мнения (ФОМ), опубликованные в конце прошлой недели. При ответе на вопрос “К каким органам власти вы относитесь положительно, с доверием?” Совет Федерации занял пятое место, а Госдума – шестое. А по уровню негативного восприятия Дума на первом месте, а вот Совет Федерации – только на шестом.


При этом у спикера есть направление, которое он взялся патронировать сам – это российская “оборонка”. За время пребывания в спикерском кресле он побывал на десятках предприятий ВПК. Отсюда логичным выглядит предложение воссоздать Министерство оборонной промышленности.


Мотивы этого предложения таковы: “Сейчас, когда на повестке дня стоит задача удвоения ВВП, естественно, возникает вопрос о резервах роста. Сможет ли Россия увеличить в 2 раза производство нефти и газа? Это сомнительно, даже если высокие цены будут держаться еще 10 лет. А производство оборонной промышленности, не только военное, но и гражданское, может вырасти в 4-6 раз. Причем основа этого роста – высокие технологии. И главное, что для этого нужно, – создание системы управления отраслью, нацеленной на рост, на конечный результат”.


Другое направление – малые города. Стратегическая задача экономического развития малых городов – преодолеть зависимость от градообразующих предприятий, поддержать развитие новых эффективных производств, сферы услуг, туризма. Миронов убежден: “Должны быть созданы условия для организации в малых городах инновационных центров, обслуживающих технологические потребности малого и среднего предпринимательства в городе и на селе”.


Инновации, высокие технологии, инженерная мысль – от что обеспечит прорыв страны к нормальной жизни. Не случайно Миронов предложил принять в России Федеральный закон “О статусе инженера и инженерной деятельности”, в котором должна быть законодательно закреплена и финансово гарантирована важность для страны труда инженерных работников.


К слову сказать, такой интерес к инженерному закону был продиктован и личными мотивами. Миронов – выпускник питерского горного института им. Г. В. Плеханова, инженер-геофизик. Он и ко всем проблемам подходит как инженер-практик, а потом как менеджер-политик. Будут в России шоссейные дороги с твердым покрытием, станет развиваться мобильная связь, наладится и “социалка”. Большинство знают только о мироновских громких заявлениях (например, о семилетнем президентском сроке). При этом суть деятельности спикера Миронова нередко остается за кадром. А она проста – важно развивать то, что создает инновационные точки роста. Это не абстрактные либеральные стенания правых политиков о том, что у нас мало рынка, и не митинговщина левых о том, что “Россию продали”. Это конкретная прагматичная политика.

Александр САДКОВ.