Кино будет. Российские фильмы должны вернуться на отечественный экран

5 февраля 2008

Тема “О развитии российской кинематографии и законодательном регулировании производства и проката отечественных фильмов” обсуждалась вчера на заседании Совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Поводом для встречи ведущих российских кинематографистов в конференц-зале Совета Федерации послужила дата – 100-летие выхода на экраны первого российского кинофильма. Юбилей отметили обсуждением острых проблем в развитии отечественного кино и кинопроката. Атмосфера форума напоминала обстановку кинопремьеры: Александр Сокуров, Василий Лановой, Станислав Говорухин, Элина Быстрицкая, Карен Шахназаров, Константин Райкин, Вадим Абдрашитов, Андрей Сигле, Евгений Миронов, Юрий Грымов. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов во вступительном слове заявил, что собирается вынести на одобрение Госдумы две инициативы: о бесплатном втором высшем образовании для представителей творческих профессий и о квотировании отечественных фильмов. Миронов также подчеркнул, что государственная поддержка в создании фильмов должна сегодня составлять не менее тридцати процентов.


Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заметил, что в России слишком мало кинотеатров – всего полторы тысячи. Для сравнения – в США 39 000 кинозалов, в Испании – 4292. “Особо сложная ситуация сложилась в селах”, – подчеркнул министр. – После закрытия многих клубов и домов культуры посмотреть фильмы в сельской местности просто негде”. Да и далеко не во всех городах есть кинозалы. Процесс их строительства затормозился, поскольку период окупаемости фильмов увеличился, и строить новые кинозалы стало невыгодно. В результате из 114 фильмов, получивших в прошлом году прокатные удостоверения, на широкий экран вышли всего 88.


Тема квотирования отечественного кино нашла поддержку у всех участников заседания. В Венгрии, например, на телевидении национальные программы имеют 51% эфирного времени, почти так же – в Чехии, Польше, Франции, других странах. Необходимы усилия в этом направлении и в России.


По словам участников заседания, средний бюджет российского кинофильма составляет сегодня 2 миллиона и 200 тысяч долларов, а средняя цена билета – 5,3 доллара. С помощью проката возвращается чуть больше миллиона. В том, что кино не приносит прибыли, некоторые участники заседания винили актеров, которые с каждым годом непомерно завышают гонорары. А генеральный директор “Киноконцерна “Мосфильм” Карен Шахназаров посоветовал больше обращать внимание на пиратов, которые особенно мешают, по его мнению, получению прибылей в кино. Известный режиссер и продюсер предложил свой метод борьбы с пиратством: если найти производителей контрафакта не удается, надо уголовно наказывать продавцов, торгующих пиратской продукцией
Наиболее активный характер носила дискуссия о государственной поддержке кино. По мнению участников, особое внимание необходимо уделять развитию авторского кино, фильмам режиссеров-дебютантов, анимационному и детскому кино.


Прямая речь


Станислав Говорухин, режиссер:


– Надо думать о том, как вернуть детское кино на экраны телевизоров и кинотеатров. Телеканалы работать для младших зрителей не хотят, им это невыгодно – хотя бы потому, что рейтинги у детского кино ниже, чем у боевиков, да и показывать рекламу во время детских трансляций нельзя. Мы уже потеряли два поколения, которые ходят по России бесхозными, едят поп-корн и хотят смотреть совсем другое кино. В кинематограф пришли люди, не читавшие книжек, но точно знающие, что нужно для кассы: насилие, кровь, выстрелы… О ком сейчас снимают?! О моделях, ворах, проститутках, в лучшем случае – журналистах в хорошем смысле этого слова. Где фильмы о положительных героях, с которых хочется брать пример? Где кино, главным героем которого был бы рабочий человек, как в “Весне на Заречной улице”?! В итоге мы наплодили юристов и экономистов, а строить самолеты, работать в селе некому, сегодня дефицит в рабочих профессиях. Без нравственных ограничений нет ни одного кинематографа в мире! Пора подумать об этом. И, возможно, снова вернуть институт редколлегий в Госкино – они должны решать, что снимать, а что нет…


Источник: "Российская газета" (Москва).-05.02.2008.-№023.-с.3