2 апреля 2003
Непростые взаимоотношения двух христианских Церквей, называющих себя Церквами-сестрами – Русской Православной (РПЦ) и Римской Католической (РКЦ) – всю зиму находились в замороженном состоянии. Похоже, весна принесла потепление.
Две недели назад в Женеве встретились представители обеих Церквей – митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского совета по содействию христианскому единству. Было официально объявлено, что тема встречи – обсуждение ситуации в отношениях между католиками и РПЦ.
Заместитель митрополита Кирилла, протоиерей Всеволод Чаплин, участвовавший в переговорах, прокомментировал эту встречу “НГР”: “Рассматривались вопросы, которые вызывают нашу озабоченность, а именно положение верующих канонической Православной Церкви на Западной Украине и проблема католического миссионерства среди людей, по крещению и традиции принадлежащих к православию. Эти темы были подвергнуты достаточно откровенному анализу и обсуждению. На наш взгляд, появились признаки того, что Ватикан может сделать позитивные шаги, которые приблизили бы разрешение сложившейся ситуации. В любом случае проблему пока нельзя назвать исчерпанной. Было решено продолжить более подробные консультации. Мы надеемся, что со стороны Католической Церкви на самом высоком уровне будет ясно проявлена добрая воля, направленная на урегулирование существующих проблем”.
Однако, несмотря на достигнутую договоренность о дальнейших консультациях, вряд ли приходится надеяться) что в ближайшем будущем между сторонами будет заключен “мир”. Конфликт действительно затянулся. И православная сторона занимает в нем гораздо более жесткую, нежели католики, позицию. РПЦ, например, требует не переманивать в свою веру русских людей, “православных по рождению”, оставляя за католицизмом право быть религией немцев, поляков, литовцев и других исконно католических народов, проживающих в России. Не менее категорично выдвигаются претензии к католикам восточного обряда на Западной Украине, которую РПЦ признает своей канонической территорией.
В свою очередь, Ватикан говорит о существовании в России целенаправленной антикатолической государственно-церковной политики и пытается апеллировать к принципам демократии, свободы совести и праву человека на личный выбор веры. В современных российских условиях подобные заявления звучат достаточно странно, поскольку ни законодательно, ни на практике католики в России дискриминации не подвергаются. Речь идет скорее об отношении к РКЦ, которое во многом формируется Православной Церковью. Достаточно вспомнить, как инициированный РПЦ ажиотаж по поводу создания на территории России католической митрополии моментально спровоцировал обсуждение этой темы в Государственной Думе.
Охлаждение в отношениях между Московским Патриархатом и Ватиканом обусловлено не только бескомпромиссностью православной стороны. Немало ему способствовала и сама католическая дипломатия, до сих пор не нашедшая свой modus vivendi в России. Об этом косвенным образом свидетельствует факт, что Ватикан часто меняет своих представителей в Москве.
Российские католики жалуются на то, что Римско-Католическая Церковь – самая многочисленная христианская конфессия в мире – несправедливо низведена в России на уровень религиозного меньшинства. Недавно прибывший в Москву новый посол Святого Престола -архиепископ Антонио Меннини встретился с главным раввином России (ФЕОР) Берлом Лазаром. На встрече он неожиданно поднял вопрос об урегулировании отношений между РКЦ и РПЦ и заявил, что “чувствует крайнюю необходимость и безотлагательность их нормализации”.
В конце встречи он вручил раввину медаль с изображением Папы Иоанна Павла II.Все это выглядело достаточно странно, так как хасидский лидер вряд ли может помочь папскому нунцию наладить отношения Ватикана с Московским Патриархатом.
Определенные шаги, направленные на сближение с РПЦ, предпринимает и сам Папа Римский. Недавно он принял в своей резиденции спикера Совета Федерации РФ Сергея Миронова, находившегося на прошлой неделе в Италии с официальным визитом. Судя по доступной информации, вопрос кризиса в отношениях между двумя Церквами в ходе встречи не затрагивался. Однако Иоанн Павел II и Сергей Миронов нашли общую тему разговора, которой стала война в Ираке. Позиции обоих государств – Ватикана и России – и двух Церквей по этому вопросу совпадают, что, по мнению многих наблюдателей, может стать хорошей базой для возобновления диалога. Во время встречи госсекретарь Святого Престола Анджело Содано отметил, что разногласия, которые имели место между Россией и Ватиканом, исчерпаны и что повода для беспокойства нет. Под разногласиями между двумя государствами, судя по всему, имелись в виду инциденты с лишением виз пяти католических священнослужителей, работавших в России. Таким образом, Святой Престол дал понять (в том числе и российским католикам), что не будет “размениваться по мелочам” и готов к возобновлению диалога с РПЦ.
Подтверждая свои добрые намерения, Папа заявил о желании передать в Россию икону Казанской Божией Матери, которую наверняка можно назвать одной из самых почитаемых чудотворных икон в православной России. По официальным сведениям, она была вывезена из страны в начале XX века, в 1970-х гг. куплена представителями РКЦ на аукционе и сейчас находится в резиденции Понтифика.
Иоанн Павел II не в первый раз говорит, что готов передать икону в Россию. Переговоры об этом, в частности, вел с Ватиканом мэр Казани, в которой эта икона находилась до XVII в. Ополчением Минина и Пожарского она была перевезена в Москву и хранилась в Казанской церкви на Красной площади.
Как известно, одним из не осуществленных пока желаний католической стороны на фоне затянувшегося непонимания двух Церквей является приезд Папы в Россию. В 1997 г., когда в Риме впервые заговорили о возвращении иконы, речь шла о том, что Папа передаст ее в руки Патриарху Алексию II при личной встрече. Но из-за существующих между Церквами разногласий личная встреча тогда не состоялась, и икона так и осталась в Ватикане. Представители Московской Патриархии настаивают на том, что икона должна быть возвращена ради исправления исторической несправедливости, но при этом они никак не связывают ее возвращение с приездом Понтифика в Россию.
Если бы Папа вернул икону именно сейчас, когда его приезд кажется практически нереальным, это стало бы, вероятно, большим дипломатическим успехом Ватикана. И Московскому Патриархату в таком случае не осталось бы другого выхода, кроме как принять святыню, сделав шаг навстречу Римско-Католической Церкви. Впрочем, в нынешней ситуации это вряд ли осуществимо, если только не произойдет еще одно чудо, сотворенное иконой Казанской Богоматери.
Андрей Игнатьев.