11 сентября 2002
Законодатели – такие же люди, как и все мы. И для них тоже лучше один раз увидеть, чтобы впредь уже никогда не забывать, что у России есть на самом западе территория, отделенная границами чужих государств, которая требует особого внимания и заботы центра. Которая, в свою очередь, играет совершенно особую роль в обеспечении национальных интересов страны в центре Европы.
К сожалению, мы уже не раз имели печальную возможность убедиться, что в Москве далеко не все хорошо представляют себе особенности нашей области, а потому с легкостью необыкновенной отказываются учитывать их при разработке и принятии новых законов и постановлений. Иные государственные мужи мотивируют это тем, что все регионы должны иметь “равные условия”, и не понимают, что мы уже заведомо находимся в условиях неравных. Поэтому мы и приглашаем так часто гостей из Москвы. Поэтому и не скрываем своей заинтересованности в формировании в федеральных органах власти своего “лобби” – тех, кто не забудет о калининградцах и будет последовательно отстаивать в столице интересы островка России в Европе.
В этом смысле визит в Калининградскую область третьего лица в государстве – событие весьма значимое. Тем более что спикер Совета Федерации привез с собой большую группу сенаторов. Губернатор Владимир Егоров поблагодарил представителей регионов за то, что каждый из них, решая болевые проблемы своих территорий, все же проникся озабоченностью за судьбу уникальной российской земли. Проникся настолько, что на совещании в администрации области директор одного из калининградских предприятий свой отказ от выступления мотивировал примерно так: я собирался убеждать членов Совета Федерации в том, что нам необходимо их особое внимание и помощь, но вижу: они уже прекрасно разобрались в наших проблемах и намерены помогать региону по всем необходимым направлениям.
Действительно, во многих заявлениях сенаторов звучали понимание особенностей нашего края и готовность поддерживать калининградцев.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов:
– Я думаю, говоря о теме Калининграда, мы должны исходить из трех принципиальных позиций.
Первая: Калининградская область была, есть и будет составной частью России. Никаких других вариантов просто быть не может.
Вторая: визовый режим, если он будет введен в результате вступления Польши и Литвы в ЕС и шенгенскую зону, фактически означает (после того, как мы прошли все этапы разрушения “железных занавесов”) создание нового “занавеса” – визового. Пускай это будет обставлено самыми замечательными условиями, пускай это будут дешевые многократные визы, но все равно – визы. Визовый режим для жителей любого государства при посещении своего же региона недопустим.
И третье: Калининградская область – это особый регион. И необходимо по-особому, по-государственному подходить к его социально-экономическому развитию. Да, у нас единое законодательство, единая налоговая, таможенная системы. Но если мы думаем по-государственному, мы должны осознать: для Калининградской области необходимы исключения, которые будут являться определенными преференциями.
Ирина ЛОБСКАЯ.