13 декабря 2007
“Проблема инвалидов в России в неготовности самого общества к общению с ними, к восприятию и пониманию людей с ограниченными возможностями” , – заявил глава верхней палаты Сергей Миронов на заседании Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации.
Выход из создавшегося положения Сергей Миронов видит в интегрировании детей-инвалидов в обычные образовательные учреждения – систему инклюзивного обучения.
Сегодня, по словам спикера, в нашей стране острая нехватка специализированных образовательных учреждений для инвалидов всех уровней от начального до среднего и высшего профессионального образования. Актуальным также является расширение перечня профессий с учетом условий и реальных потребностей современного рынка труда.
Все эти вопросы сегодня находятся в ведении субъектов Российской Федерации, но в большинстве из них эти вопросы совершенно отсутствуют в перечне областных программ.
При этом инвалидов как бы вычеркивают из списка граждан России, нарушая их конституционные права по общедоступности, бесплатности образования вне зависимости от его состояния здоровья.
Глава палаты заметил, что переход на подушевое финансирование образования может изменить ситуацию в пользу людей с ограниченными возможностями. Когда за каждым человеком, вне зависимости от его состояния здоровья, будут стоять госсредства, предусмотренные на образование, это заставит дорожить людьми, а не отказывать, как сейчас, лишая их по сути единственной возможности учиться.
Впрочем, образование не единственная проблема инвалидов. Несовершенство коммуникаций, по сути, запирают их в собственных домах. Несмотря на многочисленные декларации даже в Москве ни транспорт, ни школы, ни институты, ни театры не приспособлены для людей с ограниченными возможностями. Более того, не во всяком административном учреждении есть специальные пандусы для инвалидов.
“Люди испытывают нехватку общения, информационных источников, обучающей информации и профессиональной литературы. Отсутствие современных средств коммуникации делает отрезанным инвалида от внешнего мира” , – констатировал Сергей Миронов.
При этом спикер заметил, что социализация людей с ограниченными возможностями – это задача не только отдельных министерств, но и гражданского общества, и всего государства в целом.
Участники заседания отметили необходимость принятия комплекса мер, направленного на развитие сети учреждений профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, необходимо подготовить кадры для их обучения, создать интернет-порталы, телевизионные образовательные каналы и программы с учетом потребностей инвалидов.
Также, по мнению участников дискуссии, нужно сделать доступным дистанционное образование.
Источник: "Парламентская газета" (Москва).-13.12.2007.-№177.-с.5