Интервью журналу "Наша власть: дела и лица" в ноябре 2002 года

4 ноября 2002

— Обновленный состав Совета Федерации проработал почти год. Можно уже подвести какие-то предварительные итоги. Как Вы считаете, оправдали ли себя осуществленные преобразования в плане эффективности работы верхней палаты парламента?

— В качестве ответа на Ваш вопрос я приведу лишь некоторые цифры, которые характеризуют деятельность Совета Федерации за указанный период.

Так, Совет Федерации рассмотрел 8 федеральных конституционных и 186 федеральных законов, в рамках «правительственного часа» рассмотрено 19 вопросов, проведено 31 заседание Совета палаты Совета Федерации, на которых удалось обсудить свыше 250 вопросов. Кроме того, проведено 15 парламентских слушаний, 55 «круглых столов», рекомендации по которым направлены в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств, ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Под эгидой Совета Федерации проведены два крупных международных форума: Петербургский экономический форум, на который прибыли более 2000 человек из 40 стран мира, а также Байкальский экономический форум, на котором присутствовали представители 35 государств.

Кроме того, необходимо отметить создание по инициативе Совета Федерации Совета по взаимодействию СФ с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации (Совета законодателей). Совет законодателей создан в целях организации системной работы с субъектами Российской Федерации в области законодательного процесса и в настоящее время регулярно проводит свои очередные заседания, также сформирован президиум Совета законодателей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что обновленный Совет Федерации состоялся как эффективный и влиятельный орган государственной власти Российской Федерации, полностью отвечающий тем задачам, которые возложены на него Конституцией России.

— Многие эксперты говорят о появлении «сенаторов нового типа». Насколько справедливы подобные утверждения? Действительно ли новые члены Совета Федерации существенно отличаются от прежних?

— Новый порядок формирования Совета Федерации позволил его членам работать на постоянной профессиональной основе, что, естественно привело и к повышению качества работы палаты в целом. Я, наверное, не смогу назвать другой орган власти, в котором одновременно трудилось бы столько высококлассных специалистов, имеющих большой опыт работы в самых различных областях: в государственном управлении, науке, бизнесе. В настоящее время 71 член Совета Федерации имеет ученую степень.

Благодаря такому составу Совет Федерации на сегодняшний день является действительно современным органом государственной власти, способным принимать важнейшие решения по всем сферам деятельности государства на высоком профессиональном уровне.

— Ваши предложения о прямых выборах членов Совета Федерации хорошо известны. Однако легко ли эту идею реализовать практически? И как скоро это можно сделать?

— В настоящее время есть уже несколько концепций будущего закона, которые предлагают весьма эффективные и демократичные процедуры формирования Совета Федерации.
Вместе с тем вне зависимости от того, какая из концепций будет принята в качестве основной, формирование Совета Федерации на выборной основе, с моей точки, зрения должно начаться не ранее 1 января 2005 года. Порядок формирования Совета Федерации не предусматривает, в отличие от Государственной Думы, одновременные выборы всех его членов. Совет Федерации действует постоянно, обеспечивая тем самым стабильность и преемственность государственной власти. В связи с этим к вопросу об изменении порядка формирования Совета Федерации следует подходить взвешенно, проанализировав все возможные последствия таких изменений.

— А не боитесь ли Вы, что новый принцип комплектования верхней палаты может привести к созданию в ней партийных фракций и политических групп?

— Одним из первых изменений, которые были внесены в Регламент Совета Федерации за истекший год, был запрет на создание в Совете Федерации фракций, парламентских объединений. При этом мы исходили из того, что при работе над законами в Совете Федерации приоритет всегда должен отдаваться качеству документа, а не его политической целесообразности. Это также вытекает из самой природы Совета Федерации, призванного обеспечивать баланс не между политическими группами, а между центром и регионами нашей страны.

— Сергей Михайлович, сегодня из уст определенных политиков не редко звучат высказывания о ненужности Совета Федерации. Чтобы Вы им на это ответили?

— Откровенно говоря, даже не хочется отвечать на этот вопрос. Он возникает из-за неясного понимания всей сложности управления нашим многонациональным государством, к тому же имеющим огромную территорию. Совет Федерации — это прежде всего конституционный орган, призванный обеспечивать реализацию одного из важнейших принципов государственного устройства России — принципа федерализма. И именно при рассмотрении закона в верхней палате, при согласовании интересов Российской Федерации в целом и каждого отдельно взятого региона России принцип федерализма претворяется в жизнь, наполняется реальным содержанием.

— И последний вопрос. После трагических событий в Москве с захватом заложников Вы заявили о необходимости изменений в нашем законодательстве. В чем они будут выражаться?

— Действительно мы все в последние годы стали свидетелями возникновения нового для нас страшного явления — международного терроризма. И Россия должна соответствующим образом реагировать на это явление, прежде всего обеспечив безопасность своим гражданам.

Как Председатель верхней палаты Федерального Собрания РФ считаю нужным в первую очередь обратить внимание на состояние нормативной базы в данной сфере.

Не вызывает сомнения необходимость разработки нового, отвечающего современной реальности федерального закона о национальной безопасности, который стал бы основой для иных нормативных актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности граждан России.

Одновременно с работой над федеральным законом о национальной безопасности следует подготовить ряд изменений и дополнений в действующие законодательные акты с тем, чтобы уже сейчас позволить нашим правоохранительным органам еще более эффективно бороться с любыми угрозами безопасности государства и его граждан. Речь в данном случае прежде всего идет о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также федеральные законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов.

Сергей Миронов: “Обновленный Совет Федерации доказал свою эффективность”. //”Наша власть: дела и лица”.- №11(24) 2002