21 мая 2002
– Это шестая попытка создать такой консультативный орган либо при одной из палат Федерального собрания, либо при Федеральном собрании. Причем инициатива исходит от наших коллег – председателей законодательных собраний регионов. В чем проблема? Инициативы, которые выдвигает субъект Федерации в Госдуму, там не проходят, потому что они либо плохо юридически подготовлены, либо вносится такое количество законопроектов на одну и ту же тему разными субъектами Федерации, что в конце концов не проходит ни один. Для того, чтобы координировать всю эту деятельность, мы и решили создать такой орган.
– В каком контакте будет этот новый консультативный орган, например, с Государственным Советом, с представителями президента в федеральных округах, которые тоже ставят своей задачей если не контроль, то, во всяком случае, наблюдение за тем, как происходит законотворчество в регионах?
– Если у нас в Госсовет входят губернаторы по должности, и это та ветвь исполнительной власти, которую слушает президент, то теперь будет Совет законодателей из председателей законодательных собраний, который также сможет донести свои мысли, свои проблемы до президента через этот орган.
– То есть вы будете выводить местных законодателей на президента?
– Мы договорились таким образом: мы сейчас создаем Совет законодателей при Совете Федерации. Раз в квартал мы будем собираться здесь, а раз в полгода, через одно заседание, мы будем собираться в Кремле, где будет уже проходить встреча с президентом Российской Федерации. Таким образом, это будет постоянно работающий орган, причем в довольно оперативном режиме. Президиум, который мы планируем создать, – он вообще будет собираться не реже одного раза в месяц.
– Существует такая проблема, как проблема законодательно лоббирования отраслевых интересов законодательных собраний. Будете ли вы уделять ей внимание?
– Я не открою Америки. Конечно, такое лоббирование существует – и на федеральном уровне, и на местном уровне. Всегда необходимо четко понимать, если идет лоббирование какой-то отдельной отрасли: почему это делается, что рождает причины возникновения желаний пролоббировать какие-то льготы в той или иной отрасли. Ведь в государственное управление иногда как раз и занималось тем, что давало определенные преференции либо льготы тем или иным отраслям народного хозяйства, для того чтобы выделить какие-то государственные приоритеты. Иногда это и полезно. Но в данном случае в самой теме лоббирования ничего плохого нет. Только всегда нужно четко понимать, что если идет лоббирование узкокорпоративных интересов какой-то отрасли, – а чем другие отрасли хуже. И опять же, с точки зрения государства, – выгодны ли государству преференции в этой отрасли? Может быть, государству выгодно совершенно другое. И тогда нужно либо лоббировать уже государственные интересы, либо пресекать лоббирование каких-то узкокорпоративных интересов.
– Насколько постоянный орган Совет законодателей? Или это временная мера – приведем законодательства в соответствие, наладим механизмы взаимодействия и вернемся к конституционному порядку, где Федеральное Собрание и местные органы законодательной власти?
– Я думаю, что не временное. Это уже шестая попытка… На Руси говорят: «Бог троицу любит». Уже дважды троица получается. В общем, у нас должно все получиться. Необходимость в такое органе есть. И даже когда все законодательство будет приведено к единому знаменателю, все равно будут возникать проблемы по прохождению законодательных инициатив наших коллег с места. Будут возникать проблемы определения, как действуют те или иные законы. Нужно обобщать этот опыт, анализировать его на-гора и выдавать новые законодательные инициативы, причем системно. У нас же сейчас, к сожалению, идет законодательная работа… Вот сейчас начинается, и уже видно, что по линии администрации президента, по линии правительства уже есть такие системные блоки. Но пока это все-таки не единая система. И как раз такой орган, как Совет законодателей России, сможет помочь организовать системное планирование законотворческой работы всех субъектов законодательной инициативы в России.
Татьяна Алдошина
СЕРГЕЙ МИРОНОВ: СОВЕТ ПОМОЖЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ СИСТЕМНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
//Программа “Вести”.- 21.05.2002