20 декабря 2006
– В последнее время много сделано заявлений о необходимости перехода страны с сырьевого на инновационный путь развития. К сожалению, сделано мало, нет даже промышленной политики. Какие, по вашему мнению, необходимо выполнить действия, чтобы ситуация изменилась?
– В российском обществе сформировалась и сохраняется высокая готовность к поддержке такой политики, таких мер и решений, которые обеспечат повышение темпов экономического роста. Потому что это означает и возможность решения острейших социальных проблем, и укрепление позиций нашей страны в мировом сообществе, и еще множество позитивных изменений в жизни, важных для каждого гражданина.
Ученые предлагают программы и механизмы, направленные на ускорение экономического роста в целом и в конкретных важнейших секторах. Техническая интеллигенция выдвигает предложения по модернизации экономики, по использованию того громадного научного и технологического потенциала, которым обладает наша страна. Предприниматели ставят вопросы о партнерстве с государством при реализации программ развития. Выдвинув задачу удвоения ВВП, государство вернулось к роли общенационального лидера в развитии. И это очень важно. Потому что долгое время доминировали совсем другие его функции: текущего администрирования, дележа ресурсов, вопросов сиюминутного выживания. Прошло уже больше трех лет после того, как эта задача была сформулирована Президентом России. За это время в экономическом развитии были успехи и неудачи. Но в целом результаты таковы, что нам приходится и сегодня искать и обсуждать резервы для ускорения экономического роста. Вызывает, мягко говоря, недоумение позиция некоторых правительственных экономистов, которые всю проблему удвоения ВВП сводят к тому, чтобы доказать, почему этого никак нельзя сделать в отведенный десятилетний срок.
Может быть задача поставлена какая-то фантастическая? Ничего подобного. В XX веке 70 стран смогли удвоить свой ВВП за десятилетний период. Некоторые справлялись с этим даже за 4-5 лет. Наш ближайший сосед и геополитический партнер Китай уже четверть века удваивает валовой продукт страны каждые 6-7-8 лет.
Сама Россия в XX веке три раза делала рывок в экономическом развитии. В годы перед Первой мировой войной, затем в период НЭПа и индустриализации и затем при послевоенном восстановлении и развитии хозяйства. Именно так был создан тот прочный экономический фундамент нашей страны, который позволил пережить войны, революции и кризисы. Президент России указал на целый ряд угроз, опасностей и вызовов, с которыми сталкивается наша страна в XXI веке – и во внутренней жизни, и на мировой арене. Быстрый рост экономики жизненно необходим. Так что заданные темпы – это минимум, который необходимо, и я уверен, можно реализовать. Одна из причин медленного перехода страны на инновационный путь развития – это отсутствие разработанных долгосрочных программ.
При их разработке и реализации необходимо решение многих научных, инженерных и деловых проблем. Серьезный, профессиональный подход требует разработки плана действий.
Нужно перед началом практической работы провести инвентаризацию резервов. Определить промежуточные цели, этапы решения задачи. Рассмотреть макроэкономические механизмы, отраслевые и региональные аспекты и так далее. И именно с точки зрения достижения поставленной цели – удвоение ВВП нашей страны за 10 лет.
Вторая причина – это непривлекательность существующей в России налоговой, тарифной политики для инвестирования в высокотехнологичные производства.
Давайте посмотрим на отраслевую структуру нашей экономики, Уже общепризнано, что резервы роста связаны с развитием высокотехнологичных производств. Но министр финансов, выступая в Совете Федерации, сказал, что рентабельность обрабатывающей промышленности всего 8,5%. А в нефтяной, несмотря на все изъятия налогов и пошлин, – 35%. Поэтому капитал в высокотехнологичные отрасли не идет. Конечно, он и не пойдет, если мы оставим ситуацию такой, как она есть. Но позвольте, разве у государства нет рычагов, чтобы ее изменить? Надо создать для приоритетных отраслей режим максимального благоприятствования. Налогами, процентными ставками, государственными гарантиями, даже, может быть, прямыми инвестициями или субсидиями.
Нужно сделать вложения в высокотехнологичную сферу более выгодными, чем в экспорт сырья. В этом и заключается роль государства, в этом цель его структурной политики. И в этом лекарство от «голландской болезни». Перераспределить ресурсы между отраслями. Компенсировать бизнесменам те невыгоды и неудобства, которые связаны с укреплением рубля, дороговизной кредита, низкой рентабельностью.
Но для этого нужно иметь четкую промышленную политику, которая соответствует нашей российской реальности. Вместо этого экономическая политика строится по абстрактной схеме, по шаблону, взятому из западных учебников. Об этом прямо говорит Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года. А учебник мало того, что все упрощает, так он еще и написан для другой жизни.
– Известно, что Вы лично прилагаете большие усилия по сохранению науки, развитию инновационных производств. В частности Вами организован отбор новых прогрессивных технологий для продвижения их в регионы. Не могли бы Вы рассказать об этой стороне Вашей деятельности подробнее?
– Развитие инновационных процессов сдерживается не только отсутствием финансирования и законодательной базы, но и отсутствием информации, боязнью ошибиться получить недостоверную информацию. Нужно, чтобы пользующиеся доверием структуры своим авторитетом подтверждали, что предлагаемые технологии – это технологии современные, а также полагали продвигать их на практике. Например, Высший инженерный совет, всероссийская общественная организация инженеров, создан, в общем, не только для этого. Но и эту функцию он тоже выполняет. То же самое можно сказать о Национальном комитете «Интеллектуальные ресурсы России».
Один, но очень важный пример – это поиск эффективных систем малой энергетики. В этом направлении отобраны разработки, которые позволяют частично решить нехватку электроэнергии в регионах. Но наш монополист РАО ЕЭС отказывается принимать электроэнергию, вырабатываемую малой энергетикой, в свои сети. Поэтому для её успешного развития необходим закон о малой энергетике, который снимет многие барьеры.
– Ясно, что новые технологии должны реализовываться на конкретных промышленных площадках. Считаете ли Вы, что наступило время и имеются финансовые ресурсы для разработки и реализации государственной программы, создания тысячи инновационных производств, хотя бы по одному в русских средних и малых городах. Известно, что подобный подход был использован президентом США Ф.Д. Рузвельтом для выхода из великой депрессии. Как Вы считаете, может ли он быть реализован в России?
– Региональные аспекты роста – очень важная тема. Если каждый регион удвоит свой валовой продукт, то и ВВП России тоже удвоится. Но сегодня экономика регионов развивается по-разному. Чукотка, например, уже удвоила свои региональный продукт меньше, чем за три года. И это не курьез, не исключение. У нас в стране треть регионов имеют темпы роста, которые позволяют удвоить ВВП даже не за 10 лет, а с опережением. Причем многие из этих регионов не относятся к нефтяным.
– В «Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.», разработанной Минобрнаукой, указывается, что основное противодействие перехода страны на инновационный путь развития оказывает часть чиновничества. Цитирую: «Неготовность и противодействие аппаратов федеральных органов исполнительной власти предлагаемому рациональному перераспределению бюджетных ресурсов в пользу расширения объема финансирования исследований и разработок, противодействие изменению законодательной и нормативной базы». В качестве противодействия Минобрнаука предлагает осуществить структурную перестройку системы управления, процедур принятия и реализации решений, кадровые изменения. С 90-х годов прошлого века в систему управления пришли люди ранее не работавшие на производствах, в науке, главным образом с экономическим образованием. Они обладают ограниченными знаниями в сфере управления предприятиями. В условиях интенсивного развития промышленности, научных исследований их профнепригодность станет очевидной, их некомпетентность нельзя будет прикрывать либеральной фразеологией. Кроме того, указанным чиновникам существующее состояние экономики чрезвычайно выгодно. Чем больше предприятий в России обанкротится, тем больше возникнет возможностей, связанных с продажей и приобретением имущества этих предприятий, тем шире номенклатура товаров, завозимых из-за рубежа «дружественными» фирмами. Следовательно, без существенных кадровых изменений осуществить переход страны на инновационный путь развития нельзя. Второй аспект – это проблемы управления отраслей промышленности. Известно, что свободный рынок существует только в условиях неукоснительного выполнения законодательства, жесткого контроля со стороны государства и быстрое и неотвратимое наказание фирм и физических лиц, нарушивших закон.
Если этого не обеспечить, то нет свободного рынка, есть экономическое пространство, с бесконечными картельными соглашениями, сговором, рейдерством, без удержания выкачивания денег у населения. Ясно, что создать свободный рынок могут только профессионалы-управленцы, проработавшие на производстве, и знающие не понаслышке о проблемах отрасли, имеющихся технологиях. Жизненный опыт помогает им понять, какие реформы назрели. В качестве примера можно привести Москву. Долгое время строительной отраслью Москвы руководил первый заместитель Мэра в Правительстве Москвы В.И. Ресин. Талантливый управленец, он жестко регулировал строительный рынок. Цена квадратно- . го метра жилья хотя и росла, но росла в пределах инфляции. В.И.Ресин допускал на рынок фирмы, которые могли быстро и дешево построить жилье. 27 апреля 2004 года по инициативе экономического блока в Правительстве Москвы, руководимого Ю.В. Росляком, было выпущено постановление Правительства Москвы № 255-ПП, по которому застройщика земельных участков в Москве стал определять экономический блок. При этом за конечный результат, по-прежнему отвечает строительный блок во главе с В.И.Ресиным. В строительной отрасли возникли два центра управления. Результат печальный: цена квадратного метра стала стремительно расти и возросла за 2 года в 4-5 раз. К сожалению, и в научной сфере идут все те же процессы. В связи с вышеуказанным, будут ли учитываться рекомендации Минобрнауки о необходимости структурной перестройки системы управления, процедур принятия и реализации решений, кадровых изменений?
– Безусловно, для серьезной структурной перестройки экономики нужна прочная финансовая база. Нужны выгодные условия для частных инвестиций. Но нужно и бюджетное финансирование по многим направлениям. Какой сегодня у России главный, просто очевидный резерв для развития? Это огромные средства, накопленные в экономике, в том числе государством, благодаря высоким ценам мирового рынка на наши энергоносители. Это сотни миллиардов долларов. Как этот резерв используется? Он омертвлен в золотовалютных резервах и в Стабилизационном фонде.
Стало быть, первоочередная, самая наиважнейшая задача государственной политики – создать механизмы, чтобы эти деньги работали в экономике нашей страны. Цена модернизации всего нашего аэрокосмического комплекса – 35 миллиардов долларов. И у нас была бы мощная, конкурентоспособная корпорация мирового уровня, сравнимая с «Боингом» или «Эрбасом».
А уже сегодня, не касаясь будущих доходов, в казне и в Центробанке есть деньги на 10 таких модернизаций. Представьте себе, что в стране появилось бы, образно говоря, еще 10 «Газпромов» -опорных компаний национального масштаба с огромным экспортом потенциалом. Но это компании не сырьевые, а высокотехнологичные. Это будет совершенно другая экономика, другие темпы и другое качество роста.
– Острый вопрос – это качество и количество прикладных разработок. Как можно производить инновационный продукт, если он не разработан. Многие институты подверглись захвату и прекратили существование. Сейчас даже статус государственного научного центра не спасает от захвата (например, ГНЦ «Антибиотики», Москва). Без прикладной науки невозможна инновационная экономика.
Как Вы считаете, необходимо ли разработать отдельную целевую программу развития прикладных исследований. Хотя бы по приоритетным направлениям?
– Минувшее десятилетие было для российской науки очень тяжелым. Многие ученые оказались невостребованными. Одни поменяли профессию, другие уехали за границу, третьи, несмотря на нищету, остались верными науке. Сейчас ситуация постепенно улучшается, но говорить о том, что проблемы решены, конечно же, рано.
Ученые прекрасно знают свои проблемы. Государство ни разу в полном объеме не выполнило своих бюджетных обязательств перед ними. И тех средств, которые начали поступать за последние годы, конечно же, недостаточно, чтобы компенсировать нанесенный ущерб. Устарела техника, нарушено воспроизводство кадров, упущены возможности развития целых научных направлений. Чтобы восстановить позиции России, как ведущей научно-технической державы, нужны колоссальные вложения.
Одно из возможных решений – на законодательном уровне вернуться к тому, что в годы советской власти называлось планом по новой технике. Нужно, чтобы каждое предприятие в установленном объеме (например, в процентах от валового дохода), вкладывало деньги в модернизацию производства, в разработку новых технологий через заводские лаборатории, ведомственные научно-технические предприятия, через отраслевые фонды, через фонды ассоциаций. И жестко контролировать и наказывать при невыполнении через систему штрафов, повышения налоговых ставок, других мер. Нужен комплекс мер, который направит финансовые потоки, и частные, и государственные на модернизацию и развитие научно-технического потенциала нашей страны. Здесь должны сочетаться механизмы и создания’ заинтересованности, и убеждения и, в какой-то степени, обязательности.
Разработать соответствующие законы необходимо в срочном порядке пока Россия еще сохраняет немалый задел прошлой эпохи, если мы хотим построить экономики знаний, без которой в XXI веке нельзя обеспечить передовой уровень экономики и достойный уровень жизни для наших граждан.
Источник: ("Наука Москвы и регионов" (Москва).-12.2006.-№3.-с.4-7)