26 марта 2002
– Сергей Михайлович, недавно исполнилось сто дней вашего пребывания на посту спикера Совета Федерации. Что в этот отрезок времени было для вас самым трудным?
– Самым трудным было определиться с кандидатами на руководящие посты в Совете Федерации. Это очень деликатный вопрос. Я сейчас вспоминаю все этапы выстраивания работы СФ – и новый регламент, и новую структуру аппарата, и выборы руководства верхней палаты – и могу сказать, что самым сложным было найти этих кандидатов, попытаться достигнуть при этом компромисса, связать воедино множество взаимоисключающих конструкций и вариантов. Кроме того, что работа с людьми всегда трудна, это была работа в условиях, когда мы друг друга еще не очень хорошо знали.
– Тем не менее ваш список кандидатов на руководящие кресла в сенате вызвал немало критики и в средствах массовой информации, и в среде ваших коллег. Да и сам метод “пакетного” голосования в принципе нельзя назвать демократическим. Вам не кажется, что распределение руководящих постов все же должно быть пересмотрено?
– Пока нет ни одной персоналии, по поводу которой я бы четко сказал, что это ошибочное назначение и человек, занявший тот или иной пост, не справляется со своими обязанностями. Но мы действительно договорились, что по прошествии какого-то времени, возможно, осенью, можно будет посмотреть, кто из председателей комитетов и комиссий со своей работой не справляется и нужно ли делать оргвыводы.
– С самого начала вашего спикерства вы выступили с рядом громких инициатив, которые были оценены тоже весьма неоднозначно. Заставила ли эта критика изменить вашу точку зрения? Если же вы по-прежнему считаете, что Конституцию необходимо менять, то когда это может реально произойти?
– СМИ странным образом расценили мои слова. Я никогда не говорил о необходимости внесений изменений в Конституцию. Я говорил, что для нынешнего переходного периода, который в России будет очень длительным, четыре года для президента – мало. Но я не говорил о семи годах президентского срока. Я говорил о пяти годах. И во всем остальном я остаюсь при своей точке зрения. Но я не считаю, что для этого нужно менять Конституцию. Полагаю, что Основной закон своего потенциала не выработал и изменений в настоящее время туда вносить не надо.
– Насколько сейчас управляем Совет Федерации?
– Я думаю, что “управляем” – не очень удачный термин. А то, что этот орган сейчас работоспособен, я могу уверенно утверждать. У нас есть все необходимые составляющие качественной работы – это и кадровые назначения, и новый регламент. Я пока не вижу каких-то действительно серьезных проблем, которые могли бы осложнить нашу деятельность. Кроме того, мне импонирует, что всю работу по структурированию СФ мы провели очень быстро.
– Каждый руководитель всегда опирается на определенных людей, которым он доверяет. На кого опираетесь вы и какие группы по интересам уже успели сформироваться в СФ?
– Действительно, несмотря на то что у нас действует запрет на создание каких-либо групп или фракций, люди собираются в неформальной обстановке по группам, по интересам. Я считаю, что это нормально. Но, отвечая на ваш вопрос, хочу сказать, что каких-то групп или определенных членов Совета Федерации, на которых я опираюсь, нет. Я стараюсь опираться на всех моих коллег, независимо от того, кто какую должность занимает. Встречаюсь со всеми членами СФ, периодически приглашая к себе группы сенаторов или отдельных членов верхней палаты. За чашкой чая мы ближе знакомимся и говорим по душам. Скоро этот процесс личного знакомства с коллегами будет завершен. И тогда я смогу сказать, что лично знаю всех членов Совета Федерации, знаю, кто на что способен и кто чем недоволен. Такая работа должна постоянно вестись, это долг каждого руководителя. Я не устаю подчеркивать, что нельзя отрываться от своего коллектива. На Совете палаты я всегда говорю, что я такой же член СФ, как и все, только вы меня, мои коллеги, наделили дополнительными функциями, дополнительной ответственностью, оказав мне высокое доверие. Я не должен в их глазах выглядеть недосягаемым начальником.
– Как вы уже сказали, новый регламент палаты категорически запретил создание групп по политическому признаку. Но что плохого в том, что в стране, где создается партийная система, политические партии могут цивилизованно отстаивать свои интересы через Совет Федерации? Ведь именно политические партии должны формировать региональную власть.
– Мне кажется, ответ очевиден. В отличие от Государственной Думы Совет Федерации – палата регионов. Мы представляем каждый регион нашей страны – по два человека от каждого субъекта РФ. И если бы мы пошли по пути политизации сената, это было бы неправильно. Человек имеет право быть членом любой партии и в нерабочее время заниматься общественно-политической деятельностью, входить в руководство каких-либо партийных структур. А член Совета Федерации – прежде всего представитель от региона. Эта точка зрения нашла понимание у всех без исключения моих коллег, и норму регламента о запрете фракций мы принимали единогласно.
– Появилась информация, что ваше питерское региональное движение “Воля Петербурга” намерено стать общефедеральной политической партией. Собираетесь ли лично вы в ближайшее время участвовать в партстроительстве?
– В ближайшее время я это не планирую. Но только потому, что у меня очень много работы в Совете Федерации. Как я уже сказал, партстроительством смог бы заниматься в нерабочее время. Но такого времени у меня пока нет.
– Среди важнейших своих приоритетов Совет Федерации определил внешнеполитические связи. Не кажется ли вам, что внешняя политика – это такая тонкая вещь, что даже народной дипломатии нужно долго и серьезно учиться?
– Что касается внешнеполитической деятельности, то внешнюю политику у нас определяет президент, а международная деятельность Совета Федерации должна укладываться в рамки общей политической стратегии. Но у верхней палаты парламента очень большие возможности контактов с нашими коллегами-парламентариями со всего мира. И в каких-то вопросах представители парламента более свободны, чем их правительства или президенты. На уровне парламентского обмена мы можем широко дискутировать, обсуждая практически любые вопросы. Так что у любого депутата Госдумы или члена Совета Федерации даже при соблюдении общих правил государственной стратегии есть очень большие возможности в этом смысле.
– Между тем ваша встреча с представителями парламента Палестины в Марокко, похоже, не оправдала ваших ожиданий и не дала особых результатов…
– Во-первых, эти палестинцы, с которыми я встречался, не проживают на оккупированных Израилем территориях. Они не являются представителями палестинского законодательного совета, они – члены высшего представительного органа Палестины, куда входят представители палестинцев, проживающих в разных странах. Но я хочу обратить внимание, что во время встречи четко прозвучали слова, что они осуждают террористические акты со стороны палестинских боевиков на территории Израиля. Это новый момент, поскольку до этого я слышал только о праве палестинского народа любыми способами бороться с оккупантами. Я специально на нашей встрече заострил на этом внимание, и эта фраза прозвучала.
– В качестве еще одного приоритета своей деятельности Совет Федерации обозначил госстроительство. Не кажется ли вам, что, во-первых, верхняя палата еще сама недостаточно отстроена, а во-вторых, не боитесь ли вы новой волны обвинений со стороны Госдумы в желании “перетянуть на себя одеяло”? Какие инициативы по госстроительству вы готовите?
– Государственное строительство – это в том числе и новый порядок формирования Совета Федерации. К вопросам госстроительства можно отнести и изменение количества субъектов РФ, и изменение административных границ территорий. Этот процесс зависит прежде всего от наших коллег на местах, мы ждем от них конкретных инициатив. Закон об укрупнении субъектов Федерации существует, и этим путем идти можно. Кроме того, Совет Федерации уже создает орган из председателей законодательных собраний регионов при верхней палате. Мы с региональными коллегами будем тесно взаимодействовать, упорядочивать инициативы с мест. И вообще сближение позиций регионального и федерального законодательств, а иногда даже “запуск” моделей законов, которые разработаны где-то в регионах на федеральном уровне, – этим всем мы будем заниматься.
– Лично вы видите Альфреда Коха в роли сенатора и как в дальнейшем будут развиваться события вокруг этого бизнесмена?
– Я не очень хорошо с ним знаком. Здесь ключевой вопрос состоит в позиции Законодательного собрания Ленинградской области. Если оно будет настаивать на кандидатуре Коха и проведет все процедуры в соответствии с законом, Совет Федерации обязан утвердить господина Коха в роли сенатора. Но мы четко должны действовать в рамках закона. Мнение органа власти субъекта Федерации – самое главное, нам лишь нужно провести формальную процедуру. Поэтому сейчас все зависит от Законодательного собрания Ленинградской области.
Ольга Тропкина
СЕРГЕЙ МИРОНОВ: “ОРГВЫВОДЫ СДЕЛАЕМ ОСЕНЬЮ”.
// “Независимая газета” (Москва).- 26.03.2002.- №058.- c.1, 11