Интервью ИА "Росбалт" 26 июля 2004 года

26 июля 2004

Об итогах работы верхней палаты парламента России в весеннюю сессию, позиции сенаторов по законопроекту о монетизацити льгот и будущем самого Совета Федерации в интервью корреспонденту “Росбалта” рассказал его председатель Сергей Миронов.


– Сергей Михайлович, практически закончилась очередная сессия Совета Федерации. Каковы ее основные итоги?

– В течение весенней сессии Совет Федерации рассмотрел более 90 законов, из них 4 федеральных конституционных закона. Можно выделить несколько основных направлений деятельности, которым больше всего уделялось время законодателей.Прежде всего, это работа, связанная с проведением в стране административной реформы. Совет Федерации одобрил такие важнейшие законы, как федеральный закон “О государственной гражданской службе РФ”, федеральный конституционный закон “О внесении изменений в закон “О Правительстве РФ”. Это законы, на основе которых будет действовать система управления нашим государством. И в этом смысле значение этих акторов сложно переоценить.

Также был одобрен федеральный конституционный закон “Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа”. Это новое для нас направление деятельности. При принятии такого рода нормативных актов законодатель несет повышенную ответственность перед жителями этих регионов. Здесь ни в коем случае нельзя навязывать что-то сверху, но если жители субъектов РФ заявили о своем желании на объединение, провели необходимые в таких случаях референдумы, то законодатели, при принятии закона об образовании нового субъекта РФ, должны создать наиболее благоприятные условия для осуществления такого объединения. Это — чрезвычайно сложная задача. В законе нужно предусмотреть нормы, создающие условия для бесперебойной работы правоохранительной системы, судов, иных органов, ответственных за нормальное функционирование системы жизнеобеспечения этих регионов.

В рамках проводимой работы по разграничению полномочий между различными уровнями власти (федеральной, региональной и местной (муниципальной) были одобрены многочисленные законы по внесению изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. И, конечно, нельзя не упомянуть работу над значительным по объему проектом закона, который называют “пакет по замене льгот денежной компенсацией”. Для изучения этого документа в Совете Федерации была создана специальная рабочая группа, налажено конструктивное взаимодействие и с Министерством финансов, и с Министерством здравоохранения и социального развития РФ. В результате нам удалось добиться наиболее приемлемой модели перехода на денежную компенсацию.

Напомню и о законе “О выплатах банка России по вкладам при банкротстве банков, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ”, который является одним из документов, направленных на создание партнерских, доверительных отношений между банками и вкладчиками. Все мы были свидетелями, когда тысячи наших сограждан лишились своих сбережений. Полагаю, что в дальнейшем мы сможем избежать подобных ситуаций.

Если говорить о социальной политике, также следует упомянуть Федеральный закон “О внесении изменений в статью 2 Федерального закона “О ветеранах”, которым к участникам войны были отнесены лица, ставшие инвалидами в несовершеннолетнем возрасте вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Это закон улучшит материальное положение как минимум 8,6 тыс. человек.

Принимая во внимание рекордно высокие мировые цены на нефть, весьма своевременно был принят закон «О внесении изменений в статью 3 закона “О таможенном тарифе” и в статью 5 закона “О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившим силу отдельных актов законодательства РФ”. В рамках указанного закона была повышена ставка вывозной таможенной пошлины на нефть, установлена более дифференцированная шкала зависимости ставки вывозной таможенной пошлины от мировой цены на нефть. В результате в бюджет будет направлено дополнительно 3,5 млрд. долларов.

Много внимания в течение весенней сессии уделялось и работе с международными договорами. Так, были ратифицированы Договор между РФ и Украиной о российско-украинской государственной границе, Договор между РФ и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре.Также ратифицировались договоры об избежании двойного налогообложения, которые являются необходимым условием для повышения инвестиционной привлекательности России.

В целом, весеннюю сессию можно назвать весьма плодотворной и отметить рост числа законов, направленных на принятие конкретных мер по повышению экономического роста нашего государства.

– В последнее время нередко говорится о том, что в верхней палате российского парламента очень мало работы, а сенаторы стремятся по возможности ее покинуть, многие, например, хотят стать аудиторами Счетной палаты. Как вы относитесь к тому, что Совет Федерации иногда называют пристанищем политические пенсионеров?

– Работы в Совете Федерации очень много. Желания сенаторов покинуть её в массовом порядке не наблюдается. Совет Федерации — не пристанище для политических пенсионеров, а высший законодательный орган страны. И то, что делает Совет Федерации, не может сделать ни один орган федеральной власти. Кстати, напомню, за последние 30 лет число стран с двухпалатным парламентом увеличилось в полтора раза. Сейчас 67 стран имеют двухпалатный парламент. Касается это не только федеральных государств, для которых этот порядок естественен, но и унитарных государств.

– Можно ли сказать, что Совет Федерации постепенно становится ненужным в его нынешнем виде? Надо ли его упразднить или напротив, наделить какими-то новыми функциями?

– Частично я уже сказал об этом, отвечая на предыдущий вопрос. Упразднять Совет Федерации категорически нельзя, а вот новые функции необходимо добавлять. И, кстати, в последнее время Совет Федерации принимает законодательные инициативы в обеспечение новых функций — не надо их путать с полномочиями, которые прописаны в Конституции и которых вполне достаточно — а вот функции и механизмы для реализации этих полномочий должны совершенствоваться, чем мы сейчас и занимаемся.

– За последние полгода в Совете Федерации сменилось пятнадцать сенаторов. Как вы намерены бороться с такой текучестью кадров?

– Действительно, мы неоднократно обсуждали вопрос о несовершенстве действующего порядка формирования Совета Федерации, при котором члены палаты могут быть отозваны делегировавшим их органом в любое время и без указания каких-либо причин. Подобная практика приводит к тому, что член Совета Федерации, достигнув необходимого опыта парламентской работы, вынужден менять сферу своей деятельности. В результате палата лишается опытных и грамотных парламентариев. Кроме того, необоснованно часто меняются составы комитетов и комиссий, постоянных делегаций, утрачиваются результаты работы соответствующего члена Совета Федерации над законопроектами. Очевидно, что подобная практика сказывается негативно на работе палаты в целом.

Мной совместно с моими заместителями был подготовлен законопроект, который направлен в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Совета Федерации. Законопроект решает ряд задач, направленных ни совершенствование действующего порядка формирования Совета Федерации.В частности, устанавливается 3-х месячный срок для избрания (назначения) члена Совета Федерации вновь избранным органом государственной власти субъекта РФ. Данная норма необходима, так как от некоторых регионов России члены Совета Федерации не делегируются чрезмерно долгое время. После принятия этого закона подобная практика будет прекращена.

Основное же нововведение, ради которого мы и подготовили эту законодательную инициативу, следующее: законопроект устанавливает, что досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации возможно исключительно по такому же перечню основании, который установлен в отношении депутатов Государственной Думы. Например: утрата гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства иностранного государства, письменное заявления о сложении своих полномочий, назначение на иную государственную должность, ряд иных.Полагаю, что принятие этого проекта в качестве федерального закона является крайне необходимым шагом, который будет способствовать повышению эффективности работы Совета Федерации.

– Может быть, настало время перейти к прямым выборам членов Совета Федерации? Каково ваше отношение к этой идее? Один из вариантов предполагает, в частности, выборы в сенат по одномандатным округам, при этом Госдума должна избираться только по партийным спискам…

– Я являюсь сторонником прямых выборов членов Совета Федерации, только не в один день, по аналогии с Государственной Думой, а по мере прохождения региональных выборов для того, чтобы оставить в силе главное свойство Совета Федерации — полномочия в любой момент времени и не прекращение по каким-нибудь основаниям.Что касается выборов в Государственную Думу по партийным спискам, считаю, нужно оставить существующую схему выборов.

– Будут ли означать прямые выборы Совета Федерации то, что он в конечном итоге перестанет быть беспартийным, и в нем можно будет создавать фракции?

– Считаю, что даже в случае избираемости верхней палаты, все-таки важно, какой регион будет представлять член Совета Федерации, а не какую партию. Полагаю, что чем дольше Совет Федерации останется внепартийным, тем лучше для нашего государства.

– В августе Совету Федерации предстоит собраться на дополнительное заседание, чтобы рассмотреть законопроект о монетизации льгот. Ваше отношение к этому документу, что в нем надо исправить до того, как он прошел Госдуму? И как, по вашему мнению, он будет воспринят сенаторами?

– Мы приняли на заседании 15 июля нашу позицию по закону о монетизации льгот. Вот ее главная составляющая:- осуществление мер государственной социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, за счет средств федерального бюджета при условии изыскания необходимых финансовых источников;- увеличение размера ежемесячной денежной выплаты для детей-инвалидов;- сохранение единых районных коэффициентов для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; – осуществление мер социальной поддержки тружеников тыла за счет средств федерального бюджета при дополнительной централизации на федеральном уровне части налога на прибыль; – обеспечение мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, лечению туберкулеза за счет средств федерального бюджета; – сохранение денежной компенсации в возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии на производственном объединении «Маяк»;- сохранение режима Особой экономической зоны Калининградской области, установленного соответствующим федеральным законом; – денежные выплаты, компенсирующие уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц, гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы двадцать лет и более.

Причем, от себя добавлю, что касается финансирования лечения ВИЧ-инфицированных и туберкулезных больных, сюда нужно обязательно добавлять диабетиков и онкологических больных. По чернобыльцам необходимо в целом сохранить их социальную защиту и, конечно, внимательнейшим образом следить, в том числе после принятия закона, чтобы никто из нынешних льготников, и в первую очередь наши ветераны Великой Отечественной войны, ни в чем не претерпели ухудшений в своем положении.

– В последнее время вы всё чаще появляетесь в информационном поле Санкт-Петербурга. В городе уже поговаривают о том, что вы намерены туда вернуться. В качестве кого, нового губернатора?

– Не собираюсь возвращаться в Петербург в качестве губернатора, точно так же, как в качестве губернатора объединенного субъекта Федерации, так называемого Невского края. Я считаю себя профессиональным законодателем и хотел бы работать в этой сфере. Что касается моего появления в информационном поле Петербурга, не вижу в этом ничего ни странного, ни плохого, тем более что Петербург для меня город родной. Особенно если мы вспомним о том, что я являюсь горячим поборником выборности членов Совета Федерации и мне бы не хотелось, чтобы к тому времени, когда дойдет дело до выборов представителя законодательной ветви власти Петербурга в Совет Федерации, город меня, что называется, забыл.

Алексей Левченко.

Сергей Миронов: “Я не собираюсь возвращаться в Петербург в качестве губернатора”. //Интернет-издание “Росбалт” -26.07.2004.