Интервью газете "Век" (Москва) 2 августа 2002 года

2 августа 2002

– В ходе нынешней поездки по стране вы уже побывали в четырех регионах России – в Сибири и на Дальнем Востоке. Планируете посетить еще шесть. Каковы первые впечатления от увиденного?

– Я всегда знал, но теперь еще раз убедился, что Россия не кончается, а только начинается за Садовым кольцом и основная ее сила – регионы. Люди здесь живут по-разному. По большей части – тяжело. Но в них еще жива надежда, они верят в президента, верят в губернаторов, которые пользуются очень большой поддержкой населения, это чувствуется. К сожалению, в России очень многое зависит от личности. Если губернатор – личность, хозяйственник, пользующийся авторитетом у людей, то у него есть успехи и люди в его крае живут все лучше. Если же человек пришел во власть с популистскими лозунгами, не представляя себе реальной работы, – там непременно возникают дополнительные сложности. Но пока в тех субъектах Федерации, где был, я видел губернаторов крепкого хозяйского склада, многие из которых находятся у власти уже больше десятилетия. Нравится, что они работяги. Это видно. Не царствуют, а вкалывают. И сейчас в России по-другому нельзя.

Проблем в регионах очень много. На встречах со всеми губернаторами звучат одни и те же темы: межбюджетные отношения, дорожный фонд. Благодаря перераспределению доходов между субъектами РФ и Центром регионы-доноры оказались в невыгодном положении по сравнению с дотационными территориями. Те, кто умеет хорошо просить, получают и могут ничего не делать. А у тех, кто “пашет”, всякая охота к этому пропадает. Раньше, например, в регионах оставался НДС (налог на добавочную стоимость) – самый стабильный налог, который берется с оборота. И был стимул вести работу по увеличению роста производства. А сейчас его нет – поступления от этого налога зачисляются в федеральный бюджет.

Или вот сегодня я был на крупнейшем авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Здесь сохранили кадры, производственный потенциал и с точки зрения научной и инженерной оснащенности ушли далеко вперед от многих российских предприятий. Я видел, как деталь, разработанная в графическом редакторе на компьютере, сразу передается на связанный с компьютером станок и производится с точностью до микрона. Такие картины, конечно, вдохновляют. Но заказов-то на заводе мало. Или Судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре. (Я специально говорю об этих предприятиях: только что побывал на них и впечатления еще свежи.) Проблема – отсутствие заказов на строительство подводных лодок. Ко мне подошли женщины и говорят: мы хотим кормить своих детей, хотим работать, дайте нам работу, дайте заказ. Конечно, такие встречи не могут оставить равнодушным. Будем внимательно смотреть: чем можно помочь?

– Почему вы выбрали для поездки в основном Дальний Восток?

– Ситуация здесь непростая. Плотность населения – от одного до двух человек на квадратный километр. А у наших соседей-китайцев ощущается явное перенаселение.

Вот, например, Хабаровский край – более четырех процентов территории всей России, на его месте могли бы разместиться несколько Франций, а живет здесь всего полтора миллиона человек. В то же время за Амуром, в ближайшей китайской провинции, живут 100 миллионов человек. Конечно, границы России священны и неприкосновенны, и ни о какой потере этих земель речи нет. Но геополитически этот дисбаланс всегда будет давить на нас. И, чтобы исправить ситуацию, государство должно проводить политику заселения этих территорий своими гражданами. Надо вновь создавать условия для того, чтобы люди ехали на Дальний Восток: открывать рабочие места, давать заказы предприятиям, в том числе и оборонным, и так далее.

В связи с этим хочу отметить, что, с моей точки зрения, главная задача Совета Федерации как палаты регионов, как органа государственной власти – добиваться того, чтобы граждане России, где бы они ни жили – в Калининграде, Москве, Хабаровске или Магадане, имели равные возможности во всем. Это идеал. Но, если мы будем ставить перед собой только мелкие цели, развития не будет. Только помня об этой, главной цели, можно ставить перед собой менее значимые задачи, решение которых постепенно приближает к решению глобальной проблемы. Кстати, аналогичным образом должно строиться и законодательство.

– Раньше говорили: дальневосточный характер. Сейчас это выражение актуально?

– Да. И в людях этот характер чувствуется. Он проявляется в умении жить в тяжелейших условиях, не ныть, не просить помощи, а решать свои проблемы максимально самостоятельно. Дальневосточники умеют от души работать и от души веселиться, любить жизнь, любить Родину, свой край. Я сам петербуржец и люблю свой город, но патриотизму людей в тех местах, где я был, можно просто по-хорошему позавидовать. Я думаю, такой характер выработан сложными условиями: суровая природа, отдаленность от Центра и накопленных там благ цивилизации.

– Не жаль таким образом потраченного отпуска и удалось ли хоть где-то немного отдохнуть?

– Я с 1996 года ни разу не был в отпуске. Это неправильно, я понимаю, но так получается. Помню, даже во время работы в Петербурге иногда требовали, чтобы я, в соответствии с КЗоТом, брал отпуск. Я брал, но выходил на работу, проводил встречи, разбирал бумаги. И, конечно, нынешняя поездка – тоже никакой не отдых: перелеты, переезды, встречи по очень плотному графику. Такой режим выматывает. И я подозреваю, что к концу поездки язык будет немножко на плече. Но это несмертельно, я выдержу, и ни о каком сожалении речи быть не может. Говорится же, что отдых – это смена занятий. В данном случае я чувствую, что на меня ложится нагрузка, совсем непохожая на ту, которую испытываю при работе в Москве. И, уставая здесь, с удовольствием вспоминаю свой кабинет, бюро, за которым работаю. Представляю, как там накопились документы, как с удовольствием начну их изучать, проводить совет палаты.

В плане привычного понимания отдыха удалось выехать на Байкал, полетать над ним на вертолете, поплавать на кораблике. Корабликом даже удалось порулить. Понравилось. Я водитель, у меня профессиональные права категорий “В” и “С”, но в отличие от машины при управлении судном нужно учитывать энерционность движения. Когда руль закладываешь в сторону, то через какое-то время, когда поворот еще не завершен, нужно отрабатывать его назад, чтобы вовремя лечь на нужный курс. Мне капитан указывал ориентиры, и было приятно, когда через некоторое время он сказал, что у меня редкое чувство штурвала, которое нелегко дается иногда даже опытным судоводителям. Осмелев, я попросил разрешения и стал самостоятельно закладывать галсы, даже круги делал. Причем делал и быстрый разворот, и большой. Это очень интересно.

А поскольку я заядлый рыбак, то не мог уехать с Байкала, не покидав спиннинга. И поймал шесть щук. Двух больших – килограмма по два с половиной, остальные поменьше.

– Сфотографировались с рыбой, чтобы потом подтвердить свой рассказ перед другими рыболовами?

– Да, конечно! Все есть. И более того, была видеокамера, которая зафиксировала все: как я забросил наживку, как щука зацепила, как водила, как я с ней боролся и как вытащил из воды.

– Вы питерец, живете в Москве, сильно ли отличается жизнь в столицах от жизни в российской глубинке?

– Очень сильно. Даже Москва и Петербург – это разные города. Я не буду говорить, какой из них лучше или хуже. Они просто разные. Москва – современный европейский город с очень активным образом жизни. Там днем активно работают, а вечером активно отдыхают. Причем отдых москвичей проходит в различных ресторанах и кафе, клубах, театрах и прочих публичных местах. А в глубинке жизнь совсем другая. Здесь люди ближе к земле, здесь меньше суеты, больше открытости, больше чего-то вечного, настоящего.

Александр ЗУБОВ, Хабаровск

СЕРГЕЙ МИРОНОВ: “НРАВИТСЯ, КОГДА НЕ ЦАРСТВУЮТ, А ВКАЛЫВАЮТ”. // “Век” (Москва).- 02.08.2002.- №025.- с.1,4