Интервью газете "Комсомольская правда" 31 октября 2003 года

31 октября 2003

Как сохранить водные богатства страны, которые отнюдь не беспредельны и от которых во многом зависит благополучие и здоровье нации, размышляет председатель Совета Федерации, лидер Российской партии жизни Сергей МИРОНОВ


– Сергей Михайлович, в последнее время в мире много говорят о нефти, ее запасах, ценах, влиянии нефтяных факторов на политику и экономику. Но не кажется ли вам, что есть не менее, а может, и более важная тема – вода?

– Эта тема действительно важнее. Человек как-нибудь обойдется без нефти, изобретет новые двигатели, окончательно приручит атом, а вот без воды он просто не сможет жить. Нефтью ведь не напьешься! Но вода сегодня состоит уже не просто из атомов кислорода и водорода. Это сложная смесь политики, экономики и экологии. Буквально гремучая смесь! И как ни парадоксально, по важности и актуальности именно в такой последовательности расположены эти составляющие. Ведь во многих странах мира воды уже не хватает. Пройдет немного времени, и владелец воды станет властелином мира. Полцарства будут давать не за коня, как раньше, а за глоток воды!


Рано или поздно президенты разных стран сядут за стол, чтобы договориться, как пользоваться запасами воды. У России тут есть сильные козыри. Один только Байкал – это треть мировых запасов пресной воды. Причем исключительной по качеству! В ближайшее время она будет востребована и в развитых, и в развивающихся странах. И, конечно, в среднеазиатских государствах, членах СНГ.


То есть вода сегодня становится таким же стратегическим ресурсом, как и энергоносители.


Она – одновременно и фактор сближения, и потенциальный фактор раздора. За последние сорок лет десяток вооруженных конфликтов разгорелся именно из-за доступа к воде. В то же время за эти годы было заключено полторы сотни соглашений о совместном управлении приграничными водными ресурсами. Так, например, несмотря на три войны между Индией и Пакистаном, прошедшие за это время, их соглашение 1960 года о реке Инд никогда не ставилось под угрозу.


Другое дело, что сейчас с водными проблемами нам сложно разобраться даже внутри страны, а не только за ее пределами. “Коммуналка” и сельское хозяйство конфликтуют с энергетикой. А все потому, что не отрегулирован режим эксплуатации водохранилищ. Муниципалитеты с энергетиками тоже не могут найти общий язык. Энергетики ведь не занимаются восстановлением русел, укреплением берегов и так далее. Все это почему-то лежит только на плечах местных и региональных бюджетов. А денег у них на это хронически не хватает. В итоге страдает и сама вода – снижается ее качество. И люди, которые эту воду пьют.


Вот пример: Волга. Снабжает половину европейской части России. То есть пользуются все. При этом каждый поволжский субъект РФ на своем отрезке реки сам решает, как ему строить отношения с Волгой. Сколько и чего сбрасывать в реку, какой должен быть уровень водохранилищ, какова интенсивность судоходства. И делает это, исходя из собственных интересов, часто сиюминутных. “А что там у соседей, нас не касается”. И что же мы имеем? Великая река терпит, но силы ее не безграничны… Она загрязнена настолько, что на Волге впору заняться добычей полезных ископаемых… Это я, как бывший геолог, говорю. И кому, скажите, от этого хорошо?


Процитирую по памяти Василия Федорова, одного из лучших, на мой взгляд, русских поэтов середины – конца двадцатого века:


Меня охватывает дрожь,
Когда смотрю в провал заклятый.
О, человечество, куда ты,
Куда ты, милое, идешь?..


…Земли не вечна благодать.
Когда далекого потомка
Ты пустишь по миру с котомкой,
Ей будет нечего подать.


Как ни грустно, но за последние пятнадцать лет качество воды в России ухудшилось в полтора раза. Из-за этого жизнь россиян в некоторых регионах сократилась примерно на десять лет! Скажи мне, какую воду ты пьешь, и я скажу, насколько ты здоров и сколько проживешь. Наверное, теперь так можно перефразировать известную пословицу. Много железа в воде – жди аллергию. Много алюминия -истощается нервная система. Не хватает фтора, как, например, в Москве и Петербурге, – у детей поголовно кариес. Сегодня только десять литров из каждой тонны воды в открытых водоемах можно очистить традиционными методами. Остальное требует особой очистки. А именно из этих водоемов получают воду две трети населения. К тому же почти половина водопроводов, “питающихся” из поверхностных водоемов, не имеет качественных очистных сооружений.


До недавнего времени подземные водоносные горизонты считались наиболее защищенными. А сейчас и им достается “по полной программе”!


Я убежден, прямая обязанность государства – обеспечить людей качественной водой из-под крана. Пока же, увы, это получается не везде.


– Что в этом плане может предложить Российская партия жизни?


– Не будет преувеличением, если скажу, что Российская партия жизни знает, как решить “водную проблему”. Во-первых, мы включили в нашу программу основные идеи Национальной экологической доктрины. То есть мы будем непосредственно заниматься этими вопросами вместе с теми, кто обязан делать это по профилю. Мы предлагаем изменить саму систему управления водными ресурсами. У нас есть модель партнерства в этой области между государственным и частным секторами.


У государства не хватает денег? Так давайте по специальному договору передадим частным компаниям инфраструктуру водного хозяйства. В доверительное управление. Причем форму собственности ее объектов менять не будем. Пусть частные компании вкладывают деньги в ремонт и модернизацию водной инфраструктуры, приводят там в порядок объекты и работают. Люди получат чистую воду и порядок в водном хозяйстве. Чистая вода – хорошее здоровье, дольше жизнь. Это как раз и есть главная задача Российской партии жизни.


А закончился договор – объекты водной инфраструктуры возвращаются к госорганам власти. То есть ничего из-под контроля государства не уплывет. Никой приватизации воды не будет! Товар здесь не вода, а услуги частного бизнеса населению и государству. Услуги заключаются в том, чтобы обеспечивать подачу чистой воды до уровня системы ЖКХ.


В результате развивается внутренний рынок, растет конкуренция, а значит, и повышается качество услуг. Развиваются смежные отрасли, в частности, в сфере ЖКХ. А частные компании получают возможность привлекать инвестиции под госпроекты и получать гарантированную прибыль.


Отбор частных компаний – только на открытом конкурсе. И пусть на здоровье работают! Дело государства – потом лишь контролировать процесс, определять механизм ценообразования, регулировать тарифы. То есть задача государства – стоять на страже интересов населения.


Подобная модель действует во многих странах. Она прозрачна и выгодна. Как обществу, так и частному бизнесу. Например, в Китае и Латинской Америке рентабельность вложений частных компаний в систему водоснабжения -20-25 процентов. Привлечены миллиардные инвестиции!


Чтобы такая модель заработала у нас, конечно, нужны немалые изменения. Сейчас в Минприроды есть государственная водная служба. Кроме нее, существуют бассейно-водные управления. Нельзя сказать, что каждая из этих структур живет сама по себе, но в то же время не скажешь, что и вместе. А клубок водных проблем должен быть в одних руках. Поэтому мы предлагаем создать единое государственное агентство по управлению водными ресурсами. Дать ему надзорные и контрольные функции. Пусть оно же заключает договоры с частными предприятиями, которым доверят управлять водными проблемами.


Понятно, что эти изменения должны идти параллельно с реформой ЖКХ. Ведь именно ЖКХ ведает “сосудами”-сетями, по которым вода поставляется потребителям.


Если Российская партия жизни реализует эту часть своей экономической программы, из водопроводных кранов россиян потечет действительно живая вода, а наши водные богатства будут использоваться более бережно и эффективно. Значит, нашим потомкам не придется платить миллион за глоток воды.


Беседу вел Юрий РОСЛЫЙ


Миллион – за глоток воды!/”Комсомольская правда” (Москва).- 31.10.2003.-№203.- с.9