Интервью газете "Известия наука" (приложение к изданию "Известия") 28 июня 2002 года

28 июня 2002

– Нужны или не нужны перемены в образовании, которые сейчас грядут?

– Думаю, что нужны. Но нельзя делать реформы ради реформ. Иногда я слышу такие аргументы в пользу реформирования школы: мы хотим, чтобы наши дипломы принимались на Западе. Но я на это могу сказать: а что, там наши мозги (без всяких дипломов) не востребованы? Зачем нам соответствие наших дипломов, если у нас есть соответствие тому уровню знаний, который имеется в этих мозгах? И это плоды нашей системы образования, которая, к счастью, еще не разрушена. Безусловно, необходимо изменить статус учителя. Учитель должен стать государственным чиновником, государственным человеком со всеми вытекающими из этого последствиями (прежде всего – материальными). Я в данном случае говорю как законодатель. Учебники могут быть замечательными, но все-таки главное – это фигура учителя. Чтобы учительница могла не только учебники и методические пособия покупать, но и красиво одеться… Мы сейчас с коллегой Коробейниковым пишем такой закон (это моя давнишняя идея). Кстати, в царской России это прекрасно понимали, и там учитель был государственным чиновником. А сейчас у нас есть неплохой закон о госслужбе, по которому госслужащие имеют льготы в пенсионном обеспечении и массу других преференций… Так кто же, как не наши учителя – люди, которые готовят будущее страны, должны иметь все это? Государство должно определить свои стратегические приоритеты.

Кроме того, нужно преодолеть нестыковку школы с вузом при поступлении. Максимально сблизить науку и школу. И, наконец, проблема воспитания. Когда из школы убрали воспитание, перепоручив это семье, мы получили то, что получили. Необходима четкая государственная система воспитания граждан, патриотов.

– А в чем может выражаться воспитание, когда уже нет прежних “пионеров”, а нового ничего не придумали?

– Для начала хотя бы вернуть в школу педагогов по внеклассному воспитанию. Ведь сейчас ученик после уроков предоставлен сам себе. Раньше работала целая система внеклассного воспитания. Именно воспитания. Были педагоги. Здесь должен быть комплексный подход. Нужно думать на эту тему…

– Раньше было проще. Была идеология…

– А почему бы не взять идеологию любви к своей родине, гордости за свою страну? Ведь национальная идея – внутри каждого. Нужно просто помнить об общечеловеческих гуманитарных заповедях и воспитывать патриота и гражданина своей страны.

– Вы считаете, что Единый экзамен действительно способен сделать образование доступным?

– С одной стороны, это так. Но если на основе Единого экзамена мы будем принимать на факультеты, где требуется творчество (в широком смысле), то Эйнштейна-то мы можем и пропустить! Ведь нужен личный контакт между экзаменатором и абитуриентом.

Наталья Иванова-Гладильщикова

СЕРГЕЙ МИРОНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ: ТАК МОЖНО И ЭНШТЕЙНА ПРОПУСТИТЬ.
// “Известия наука” (приложение к изданию “Известия”) (Москва).- 28.06.2002.- №022.- c.1