И опыт - сын ошибок трудных (Дни Совета Федерации в Новгородской области)

15 июня 2005

Дни Совета Федерации Федерального Собрания РФ, посвященные анализу практики применения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», прошли не в столице, а в одном из регионов – Новгородской области. Это позволило острее почувствовать всю остроту возникающих на местах проблем.


В Днях Совета Федерации, проведенных на родине российской демократии – Великом Новгороде, приняли участие председатель Совета Федерации С. М. Миронов, руководители комитетов – члены Совета Федерации и представители федеральных органов власти. Активное участие в подготовке и проведении выездного Совета Федерации приняли губернатор Новгородской области М. М. Прусак, представители администрации Новгородской области, Новгородской областной думы, органов местного самоуправления Новгородской области, деловых кругов и научного сообщества. Своим опытом в рамках организованных мероприятий делились также гости из других регионов: Ставропольского края и Новосибирской области, где в рамках эксперимента работа местного самоуправления уже перестроена согласно новому закону.


Официальное открытие Дней Совета Федерации в Новгородской области состоялось 8 апреля с прибытием в Новгород председателя Совета Федерации С.М.Миронова. Свою работу участники Дней Совета Федерации начали еще накануне. Были проведены круглые столы и программный семинар. Участники одного из круглых столов под руководством председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, вице-председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы М.В.Маргелова на основе опыта Новгородской области обменялись своими размышлениями о роли Северо-Западного региона в формировании Европейской стратегии России. Участники другого круглого стола во главе с заместителем председателя Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ В.В.Артюховым обсуждали проблемы и опыт обеспечения государственного финансового контроля в субъектах РФ и муниципальных образованиях.


Центральным мероприятием выездного Совета Федерации стало совещание, посвященное анализу практики применения Федерального закона от б октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».


Председатель Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов, открывая совещание, отметил, что выбор места проведения Дней Совета Федерации не был случаен. Дело не только в предстоящем юбилее Великого Новгорода, но и в подготовке и реализации очень значимого для всей России закона. Здесь, в Новгородской области, еще задолго до подготовки к введению этого закона вопросы организации местного самоуправления, общественной жизни на местах были реализованы через общественные советы при губернаторе, при областной думе, муниципальных образований.


– Я думаю, – подчеркнул С.М.Миронов, – здесь есть практический опыт, который иногда в России правильно называют общественным самоуправлением. Эти вопросы мы будем обсуждать с теми, кто может высказать свою точку зрения и по самому закону и по вопросам его подготовки.


Говоря об организационно-технических аспектах ведения закона, С.М.Миронов высказал мнение, что любая передача полномочий должна быть обеспечена ресурсами финансовыми, организационными. Что касается главного, сложнейшего вопроса – разграничения муниципальной и государственной собственности, то наличие собственности как таковой не стоит жестко увязывать с обладанием полномочиями, которые будут делегированы. Возможны исключения, жизнь шире. Объединение собственности должно происходить только после, а не до оформления полного пакета правового обеспечения. Необходимо организовывать различного рода подготовку кадров, так как умению управлять никого в институтах не учили. С.М.Миронов считает, что в России будут складываться ассоциации муниципальных образований, потому что это момент объединяющий, так сказать, площадка для обмена опытом. Что касается политического аспекта, здесь С.М.Миронов вспомнил известную русскую присказку: кто хочет, тот и находит тысячу возможностей, или, наоборот, тысячу отговорок, когда желание что-либо сделать отсутствует. Нужно четко понимать: дана отсрочка на один год – нужно готовиться к реализации закона. И то, что продемонстрировали Ставрополье и Новосибирская область, подтвердили его. Хотя есть примеры неувязки идущих параллельно реформ. Председатель Совета Федерации остался доволен ходом совещания в целом. Он отметил, что реформа, которая грядет, -это самая нужная, самая важная из всех реформ. И только поэтому можно ставить вопрос и рассмотреть предложение: не отсрочки введения закона на год, а самостоятельного включения в реализацию этого закона с момента готовности в течение 2006 года.


Председатель Совета Федерации еще раз подчеркнул, что реформа местного самоуправления – это главная реформа, которая проводится в России. Все остальное – это, скорее всего, подходы или какие-то социальные или экономические изменения. Впервые запланировано такое масштабное перераспределение полномочий. И впервые в истории государства Российского власть сама идет вниз. К людям. И люди впервые смогут решать свои проблемы, не кивая на верх, не ожидая милости от чиновников, которые далеко или в Москве. Реформа масштабная, которая в прямом смысле слова затронет интересы каждого гражданина России.


Заместитель министра регионального развития РФ М.Н.Пономарев остановился на таком немаловажном вопросе, как юридическое оформление муниципальных образований на территории Федерации. Если ранее на территории РФ насчитывалось около 11,5 тысяч муниципальных образований, то на 1 марта 2005 года, в соответствии с теми требованиями, которые внес новый закон, таких муниципальных образований стало 24 396. И количество их вырастет.


Сложными вопросами в обеспечении работы новых муниципальных образований, считает М.Н.Пономарев, будет вопрос раздела собственности и формирования бюджета на будущий год, а также выбора представительных органов, подготовки кадров.


Заместитель министра отметил, что во время встреч с представителями субъектов Федерации было много нареканий по вопросам методического обеспечения и информационного сопровождения. Для решения проблем, возникших в процессе реализации нового федерального закона, создан главк, разработан план мероприятий на первое полугодие, создан Совет по местному самоуправлению, в состав которого вошли представители как Государственной Думы, так и Совета Федерации, представители субъектов Федерации, ассоциаций городов. Но есть вопросы, в решении которых необходима помощь Совета Федераций.


Слово также было представлено и председателю Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Л.Ю.Рокецкому.


Он считает, что Закон о местном самоуправлении нельзя рассматривать отдельно. Идет административная реформа, разграничение полномочий уровней власти. Л.Ю.Рокецкий обратил внимание на неготовность местных органов идти до конца в согласовании законов, адресованных разным уровням власти. В своем докладе он вспомнил и такую форму самоуправления, как новгородское вече, и, оттолкнувшись от этого исторического прецедента, пришел к выводу, что Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ вступает в силу с 1 января 2006 года, а уже действующие законы 122 и 95 ломают сложившуюся систему муниципальной власти. Все выступление докладчика было пронизано полемикой и желанием убедить новгородцев быть последовательнее в реформировании местного самоуправления.


Горячий привет от своих земляков передал участникам совещания председатель Государственной Думы Ставропольского края Ю.А.Гонтарь. Он приехал в Новгород не с пустыми руками. Один из результатов проводимой в рамках эксперимента работы – это пакет документов, которые были коротко изложены в буклете, к нему была приложена дискета, на которой зафиксированы более 70 законов и постановлений. Выразив надежду, что они будут проанализированы и использованы представителями других регионов, докладчик отметил, что формирование системы местного самоуправления принципиально нового типа безусловно определит, какой будет Россия в XXI веке. И это уже не громкие слова. Это переустройство, которое должно избавить Россию от многих недостатков. Предшествующий опыт подобного реформирования был дискредитирован отсутствием экономических и финансовых основ местного самоуправления. Новый закон имеет общую концепцию на искоренение этой дискредитации и дает реальную возможность на изменение качества жизни. Ю.А.Гонтарь напомнил, что на территории Ставропольского края реформа действует с 1 января 2005 года. Еще в 1996 году в Ставропольском крае было начато реформирование органов самоуправления, которое в силу политических реалий не удалось довести до конца. Отложив реформирование второго уровня на полгода, вернулись к этому только через восемь лет. При этом, заметил Ю.А.Гонтарь, полномочия в решении отдельных муниципальных государственных вопросов осуществлялось на районном уровне районными государственными администрациями. И не всегда удачно. Власть государственная, районная менялась на власть муниципальную, процесс потребовал создания целого пакета документов. На новом этапе такая работа велась с 2003 года. Весь 2004 год был также посвящен законодательному обеспечению реформы в Ставропольском крае. Докладчик подробно изложил, как шло формирование районного звена депутатов, как шло избрание глав администраций муниципальных образований, отметил, что в новом качестве теперь работают и союзы муниципальных образований. Но есть и проблемы. Среди них Ю.А.Гонтарь отметил человеческий фактор, правовую двойственность, межбюджетные отношения. В конце своего выступления докладчик отметил продуманность многих моментов авторами реформы, которая идет лучше, чем другие. С другой стороны, ее проведение осложняется параллельными реформами в других сферах жизни общества.


В завершение работы совещания свою точку зрения высказал губернатор Новгородской области М.М.Прусак. Он сразу заявил, что на территории области нет противников Закона о местном самоуправлении. Новгородцы выступают против конструкции этого закона, потому что российская община имеет свою специфику. Российское государство, считает новгородский губернатор, является “набором” государств, где восемь геополитических пространств, где 46-50 экономических укладов жизни. И это необходимо учитывать, чтобы уйти от сложившейся социально-экономической ситуации. В своем выступлении М.М.Прусак коснулся также вопросов бюджета, делегирования полномочий, так как реформа политической системы должна проходить ради реформирования управления хозяйством страны.


Источник: ("Штандарт" (Москва).-июнь 2005 года.-с.10-11)