20 мая 2002
В решении отметить именно эти труды счастливо соединились формальные и сущностные причины. И та и другая имеют отношение к фамилии, звучащей в названии премии. Про “Переписку” и так понятно, а одним из первых значимых отечественных историков балета была вдова поэта, Любовь Дмитриевна Блок – Вадим Гаевский в своей монографии снова напоминает ученому сообществу это имя. Но суть дела гораздо важнее: оба издания не просто очень хороши – они стали культурными событиями. впечатляющими и вне “юбилейного” контекста.
О переписке Блока и Белого, о точности и изяществе комментария к ней, публикаторском подвиге Александра Лаврова наша газета уже писала (см. “Время новостей” от 30 октября 2001 года). “Дом Петипа” – тоже подвиг, подвиг ответственности. Профессор Гаевский написал не учебную историю балета, но историю самых важных событий в ней. Определяя место в этой истории одним деятелям и спектаклям, отказывая в таком месте другим. Принимая в расчет лишь художественные, а не “хронометражные” достижения: Гаевский может вообще не упомянуть балерину, танцевавшую на престижных сценах первые партии целых двадцать лет. – если, на его взгляд, ничего интересного балерина эта не сделала. Это отчетливая манифестация личного художественного вкуса – вкуса, заметим, абсолютно безупречного, ставшего для серьезных коллег исследователя камертоном. В рецензиях на ученые труды принято пользоваться расхожей и обтекамой формулировкой: автор, дескать, ничего не навязывает читателю. В случае с Гаевским этот номер никак не проходит. Ритм, внутренняя музыка его замечательной книги именно что задают ритм читательского восприятия и соразмышления.
На церемонии награждения лауреаты произнесли благодарные речи. Но к ним дело не свелось. Прочно связанная с Петербургом заместитель министра культуры Наталья Дементьева предположила, что журнал “Наше наследие” будет и в дальнейшем “сдруживать города”. Евгений Евтушенко посетовал, что “Блока никто не понял, когда он написал “Двенадцать”. Напоследок председатель Совета Федерации Сергей Миронов (тоже питерец) вспомнил о своей дружбе с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым и предложил журналу учредить премию… за исследование культуры Москвы. Тоже ведь хороший город.
Анна ГОРДЕЕВА
ГОРОД – ЭТО ПЕТЕРБУРГ. // “Время новостей” (Москва).- 20.05.2002.- №087.- c.10