26 апреля 2005
Визит Председателя Совета Федерации Сергея Миронова в Азербайджан и
Грузию планировался давно и основательно, тем не менее прошел в несколько
урезанном виде.
Так, глава парламента Армении не смог принять участие в заседании “кавказской
четверки”, на котором должны были обсуждаться различные вопросы, в частности
проблема Нагорного Карабаха и вывод российских баз с территории Грузии. Тем не
менее многое Сергей Миронов смог обсудить во время двусторонних
переговоров.
Например, на одной из таких встреч председатель Милли Меджлиса – парламента
Азербайджана Муртуз Наджаф оглы Алескеров сам затронул тему соблюдения прав
русскоязычного населения в республике. Но самой острой и болезненной темой
переговоров стала проблема Нагорного Карабаха. Почти ежедневно армянская сторона
нарушает перемирие, подчеркнул Муртуз Алескеров. При этом высказал явное
неудовольствие от того, что “Минская группа”, в которой Россия является
сопредседателем, не смогла не только решить проблему, но даже наметить пути ее
решения в ближайшие годы. В ответ Сергей Миронов заметил, что
урегулирование произойдет только в случае, если стороны сядут за стол
переговоров. Поскольку никакое постороннее вмешательство не сможет гарантировать
мир в будущем.
В свою очередь Муртуз Алескеров с готовностью согласился обсуждать эту
проблему с армянской стороной. Более того, как стало известно, в кулуарах он дал
согласие на проведение встречи “кавказской четверки” в Москве уже в этом месяце,
если будет согласие двух других сторон – Грузии и Армении. В связи с этим весьма
некстати выглядел отказ армянской стороны от участия в этих переговорах.
В отличие от азербайджанского визита посещение российской делегации Грузии
прошло в более напряженной обстановке. В частности, переговоры Сергея
Миронова с главой грузинского парламента Нино Бурджанадзе на следующий день
в Тбилиси.
Правда, стоит отметить, что резкая, местами недружественная позиция
грузинских коллег, которые порой пытались вести разговор с “позиции силы”, явно
диссонировала с видом разрушенной инфраструктуры столицы Грузии и даже здания
самого парламента. Куски обвалившейся штукатурки, которые спешно латали к визиту
президента США Джорджа Буша, намеченному на 10 мая, определенно указывали на
экономический упадок.
Впрочем, главный момент этих переговоров состоял в том, что Председатель
Совета Федерации не дал никаких шансов грузинской стороне спровоцировать
какой-либо конфликт или скандал, которые в последние месяцы сотрясали стены
ОБСЕ, где Россию, в частности, обвиняли в поддержке сепаратизма в Грузии. При
этом Сергей Миронов согласился с госпожой Бурджанадзе, что если Грузия
настаивает на выводе российских баз с ее территории, то это будет сделано. Более
того, Россия даже готова пойти навстречу и пересмотреть 11-летний срок вывода
баз. Однако Сергей Миронов довольно резко заявил, что выводить войска в
“чистое поле”, как это было в аналогичном случае в Германии, никто не
собирается. Поэтому новым ориентировочным сроком глава Совета Федерации
определил 1 января 2009 года.
Но решение всех “технических вопросов” по выводу войск, как показали
переговоры, Грузию тоже не вполне устраивает. Тем более наших соседей сильно
беспокоит предложение России заключить межгосударственный договор с той
оговоркой, что на грузинской территории не должны размещаться военные базы
третьих стран. Руководство Грузии пока не согласно подписать подобный договор.
Причем в ответ Нино Бурджанадзе предложила принять соответствующий закон, в
котором и оформить это предложение. Однако это уже не устроило российскую
сторону, поскольку известно, как можно любой закон “скорректировать до
неузнаваемости”, исказив его смысл всего двумя-тремя поправками. Но даже
принятие такого закона, заявили грузинские парламентарии, возможно только после
вывода российских баз.
Впрочем, причины сомневаться в том, что закон будет принят в будущем, кроятся
и в откровенном заявлении грузинского спикера о намерении Грузии вступить в НАТО
и ЕС. Нино Бурджанадзе подчеркнула, что ее страна не может существовать как
полностью независимое государство, но выбор нынешнего руководства склоняется не
в сторону России. После этого Сергей Миронов предложил закрепить
положение о не размещении в Грузии военных баз третьих стран указом президента
страны. Однако и это не удалось подтвердить, потому что Михаил Саакашвили в этот
день находился в Молдавии, где с присущей ему энергией стремился в противовес
СНГ создать новую организацию, которая бы объединила ряд стран бывшего СССР.
Вообще, в течение всего визита грузинская пресса стремилась выяснить у
Председателя Совета Федерации: не опасается ли он сближения Грузии и США,
что, как считают в соседнем государстве, может сделать Россию более сговорчивой
в переговорном процессе. Однако Сергей Миронов заметил: чем теснее будут
развиваться отношения между разными странами, тем лучше, и визит Джорджа Буша
его вовсе не беспокоит. К тому же во время переговоров с грузинским премьером
Зурабом Ногаидели, на которых, кстати, не было никаких громких заявлений и
фрондерства, обсуждали конкретные экономические проекты, в частности возможность
открытия движения по железной дороге, пролегающей по территории непризнанной
Республики Абхазия…
Возможно, чтобы как-то сгладить впечатление от неприглядных видов некогда
цветущего города, Нино Бурджанадзе предложила внести поправки в официальную
программу визита Сергея Миронова в Тбилиси. И пригласила российскую
делегацию в государственный музей Грузии, где проходила выставка найденных
недавно археологических раритетов. Несколько изящных золотых украшений,
помещенных в бронированные витрины, по-видимому, должны были продемонстрировать
России масштаб и изящество золотого запаса страны.
Александр Ржешевский, Баку-Тбилиси
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-26.04.2005.-№076.-с.1,5)