22 октября 2002
“ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ стратегию России до 2020 года” обсудил в пятницу на парламентских слушаниях Совет Федерации. Его спикер Сергей Миронов вспомнил, что две предыдущие энергетические стратегии, которые были приняты в 1995 и в 2000 годах, “оказались нежизнеспособными и неадекватными современному развитию энергокомплекса”. В них, по мнению спикера, “отсутствовали рычаги и механизмы, способные выполнить поставленные задачи”. Он обратил внимание сенаторов на проблему отсутствия законодательной базы.
Сенаторы были недовольны отсутствием руководителя Минэнерго Игоря Юсуфова и главы РАО “ЕЭС России” Анатолия Чубайса, которым они адресовали все предложения о реструктуризации энергетической монополии.
Острой критике “Стратегию” подверг экономический советник Президента Андрей Илларионов, сообщив свои соображения по поводу важнейших отраслей – нефтяной, газовой и энергетической – и их прямого влияния на всю экономику. “В том документе, который мы рассматривает, – сказал он, – смешаны понятия развития топливно-энергетического комплекса и энергетического развития страны. Это не одно и то же”. Однако никаких предложений он вносить не стал. В резолюции участники обсуждения записали, что считают необходимым просить Президента РФ создать постоянно действующий орган при Президенте РФ, на который возложить функции стратегического планирования ТЭК в увязке с развитием экономики и посредством регулирования топливно-энергетических балансов.Новые задачи стратегии, которые были представлены сенаторам, сформулированы в разделе “Приоритетные задачи”. Важнейшие из них: обеспечение энергоресурсами населения и крупных промышленных потребителей, а также разумный уровень цен, обеспечение энергетической безопасности страны, поддержание экспортного потенциала государства, расширение географии экспортных поставок газа, нефти и электроэнергии. Минэнерго предлагает решать эти задачи путем “формирования цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством”. Минэнерго также настаивает на государственном регулировании процессов путем взаимоувязанной ценовой, налоговой и инвестиционной политики государства при регулировании внешнеторговой деятельности, защиты российского производителя и внутреннего рынка.
Виктор Егоров