13 марта 2003
На вчерашнем заседании Совета Федерации, как и предполагалось, центральное место занял пакет законов по реформе электроэнергетики. В целом сенаторы согласны, что перемены в отрасли необходимы, но по отдельным положениям этих нормативных правовых актов у них возникли возражения, что и предопределило накал дискуссии.
“Электрический пакет”, как известно, состоит из шести законов. Нижняя палата приняла их еще 21 февраля, однако в Совет Федерации документы поступили с некоторым запозданием. В результате их рассмотрение было отложено почти на две недели. Это время сенаторы использовали для того, чтобы предметно разобраться с содержанием нормативных правовых документов, затрагивающих интересы всех без исключения потребителей: от рядового квартиросъемщика до промышленного гиганта.
Ключевым в реформе выступает федеральный закон “Об электроэнергетике”, который закладывает в основу механизма функционирования отрасли рыночные принципы. В результате возрастают экономическая самостоятельность субъектов электроэнергетики, их инвестиционная привлекательность. Вместе с тем устанавливается жесткое государственное регулирование по целому ряду направлений. В частности, определено, что управление единой национальной электрической сетью возьмет на себя акционерное общество, 52 процента акций которого должны принадлежать Российской Федерации. В дальнейшем доля государства возрастет до 75 процентов плюс одна акция. Такие же перемены ожидают и существующую структуру оперативно-диспетчерского управления отраслью.
Закон устанавливает основные принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, определяет полномочия правительства, федеральных и региональных органов исполнительной власти в этой области. В нем закрепляется антимонопольный характер регулирования на оптовом и розничных рынках электроэнергии, устанавливаются правила недискриминационного доступа к услугам и многие другие моменты. Совет Федерации принимал деятельное участие в разработке законов. Примерно две трети поправок, внесенных сенаторами, были учтены полностью или частично. Среди наиболее значимых – запрет на веерные отключения, закрепление за государством права на переходный период устанавливать предельные тарифы на электроэнергию. Кроме того, решено, что начало либерализации рынка электроэнергетики определит правительство, ориентируясь на ситуацию в стране. Значительно расширены по сравнению с первоначальным вариантом полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации и региональных органов регулирования.
Предусмотрен механизм защиты интересов населения и промышленности. В законе “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации” оговариваются ряд условий. В частности, в случае превышения размера установленных предельных уровней тарифа субъекты РФ должны будут компенсировать дополнительные расходы бюджетных организаций и малообеспеченных групп населения.
Валентин Завадников высказал мнение, что в таком виде законы представляют максимально возможный компромисс, который можно было достигнуть между правительством и законодателями на этом этапе. Известна и позиция председателя РАО ЕЭС Анатолия Чубайса: в законах удалось найти “правильный баланс между рынком и государственным контролем”.
После ответов на многочисленные вопросы сенаторы приступили к прениям. Владимир Плотников в своем выступлении выразил сомнение в том, что задуманная реформа электроэнергетики в полной мере сочетается с другими реформами, проходящими параллельно, – жилищно-коммунального хозяйства и готовящейся административной реформой. По мнению сенатора, в результате преобразований в электроэнергетике будет нанесен удар по населению. Он предложил не принимать законы об электроэнергетике, о переходном периоде и о тарифах.
Герман Греф от имени правительства призвал принять весь пакет законов.С этим были солидарны и другие выступающие. Однако далеко не все. В частности, Александр Голованчиков заявил, что россияне не должны в очередной раз становиться заложниками сомнительных, с его точки зрения, реформ. Он предложил свой достаточно оригинальный способ защиты интересов населения – исключить из рынка ту часть электроэнергии, которая используется в бытовых целях, чтобы продавать ее по фиксированной цене. А для этого необходимо все законы отправить на доработку в согласительную комиссию.
Валерий Быков был еще более категоричен в оценках. Он убежден, что суть предлагаемой реформы – распад государства, коль скоро предполагается расчленить единую энергетическую систему. Разговоры о том, что рынок поможет привлечь инвестиции, снизит цены на электроэнергию, по его мнению, иначе как обманом не назовешь. Например, конкуренция обернется не снижением, а повышением тарифов минимум в три-четыре раза.
– Мы не имеем права не прислушаться к мнению ведущих специалистов в области электроэнергетики, – сказал в своем выступлении Евгений Ильюшкин. – Более ста экспертов считают, что эти законы не отвечают государственным интересам.
Голосование все расставило по своим местам. Из шести законов не прошел лишь один – “О внесении изменений в Федеральный закон “Об энергосбережении”. Сенаторов не удовлетворил предложенный порядок перераспределения полномочий между регионами и правительством. И они отправили закон в согласительную комиссию.
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов считает, что следовало бы принять весь пакет законов. Отклонение даже одного закона означает задержку с началом реформы электроэнергетики. Согласительная комиссия, считает Сергей Михайлович, будет работать быстро и найдет оптимальное решение.
Игорь Наумов.