"Другие институты власти не желают предоставить верхней палате поле для деятельности".("Время новостей" (Москва).- 25.12.2002.- №237.- c6)

25 декабря 2002

На вопросы корреспондента газеты “Время новостей” Ольги КОЛЕВОЙ ответил Валерий ФЕДОРОВ, директор Центра политической конъюнктуры, руководитель рабочей группы Совета по национальной стратегии.

– Способен ли нынешний сенат принимать самостоятельные решения?

– Я полагаю, что Совет Федерации действительно серьезно потерял в самостоятельности суждений, но причина здесь лежит не в реформе самого Совета Федерации, а в резком изменении поведения самого губернаторского корпуса. Если 1995, 1996 и последующие годы губернаторы шли по пути все большего обретения самостоятельности, все большей потери уважения и послушания к федеральному центру, то начиная с 2000 года мы наблюдаем прямо противоположный процесс центростремительного течения в стране. Это первая главная причина. Вторая заключается в том, что новый способ формирования верхней палаты не всегда работает только в пользу центра. Мы уже видели неоднократно спешные попытки отзыва назначенных членов Совета Федерации, и отнюдь не всегда этот отзыв инициировал центр. Поэтому сильные регионы, авторитетные губернаторы и сегодня владеют ситуацией в верхней палате, а слабые территории, как и раньше, ведут свою политику с оглядкой на федеральный центр.

– Тенденция к ускорению принятия законов это плюс или минус?

– Когда закон проходит быстро, это не всегда хорошо, потому что встает вопрос о его качестве. Если раньше у нас быстро принимались малозначимые законопроекты, вроде закона “О пчеловодстве”, а важные не принимались вообще, то сейчас мы перешли в другую крайность – сильное парламентское большинство гарантирует прохождение если не абсолютно всех, то огромного большинства законопроектов, инициированных исполнительной властью. Парламент превратился в весьма эффективную, хорошо смазанную и быстродействующую машину для законотворчества. Однако в случае если сама исполнительная власть не заняла четкой позиции, то это звучит сигналом для парламента, что возможны какие-то флуктуации, возможны суждения, поправки, возможен даже отказ от принятия того или иного законопроекта.

– Как вы оцениваете деятельность Сергея Миронова на посту спикера?

– Спикер, как и сама руководимая им верхняя палата, сейчас находится в стадии поиска своего места в конструкции российского государства. Пока этот поиск идет достаточно медленно и сложно, это связано с тем, что другие институты власти, бизнес-группы, лоббистские корпорации не желают тесниться, не желают предоставить СФ поле для публичной деятельности. К тому же процесс политического вливания идет рука об руку с процессом политического взросления самих членов СФ, потому что в этом составе немало новичков на федеральной политической сцене. И Сергей Миронов – один из них. Конечно, нужно минимум один-два года для того, чтобы новообразованный СФ и его спикер прочно утвердились на федеральной политической арене.