25 ноября 2005
На очередном заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса
России при Председателе Совета Федерации сенаторы обсуждали проект федерального
закона “Основы государственной аграрной политики”, подготовленного рабочей
группой, возглавляемой депутатом Государственной Думы первого, второго и
третьего созывов Геннадием Чуркиным.
Как уже неоднократно отмечалось на предыдущих совещаниях на Большой
Дмитровке, закону уготована непростая судьба. Это чувствовалось и на последнем
заседании, где присутствовали в основном единомышленники, которые готовы
отстаивать интересы отечественного АПК, как заметил Председатель Совета
Федерации, что называется, “до конца”. Тем не менее даже здесь прозвучали
некоторые претензии к тексту закона.
Выступая перед участниками заседания, Сергей Миронов заявил: от
принятия закона зависит судьба не только российского сельского хозяйства, но и
вообще безопасность всей страны. Поскольку если процент импортной продукции
составляет более 15 процентов, то государство не может чувствовать себя в полной
безопасности, постепенно превращаясь в зависимое от других. А у нас сегодня
импорт продовольствия зачастую достигает 50 процентов.
Закон, по словам руководителя палаты, должен заложить основы
аграрно-продовольственной политики Российского государства на многие годы
вперед. Поэтому, считает он, чрезвычайно важно, чтобы закон поступил в
Государственную Думу не позднее 31 декабря, чтобы ускорить процесс его
окончательного принятия. При этом Сергей Миронов заметил, что
окончательный вариант документа (который был утвержден 19 ноября) уже на днях
поступит в Правительство и в профильные министерства.
Впрочем, считает Председатель Совета Федерации, разрешение проблем в сельском
хозяйстве поможет решить и другие производственные задачи государства. И – что
не менее важно – социальные тяготы, которые испытывает на себе около трети
населения России, проживающее в сельской местности. При этом он напомнил, что
Президент России Владимир Путин поставил эти вопросы в ряд важнейших
приоритетов.
В свою очередь один из разработчиков документа Геннадий Чуркин уверен, что
новый закон поможет отечественному АПК легче интегрироваться в мировой рынок.
Правда, до этого еще придется выводить российское сельское хозяйство из
состояния системного кризиса, в котором оно пребывает с момента распада
советской системы агропрома.
На заседании также тщательно обсуждались и вопросы проблемы продовольственной
безопасности, качества сельхозпродукции, а кроме того созданную вокруг
производителей систему посредников, которые зачастую извлекают прибыль за счет
самих сельхозпроизводителей, ставя их в заведомо невыгодные условия.
Альтернативой посредникам разработчики законопроекта предлагают систему
сельхозбирж, при помощи которых и должны заработать действительно рыночные
механизмы. При этом, по мнению Геннадия Чуркина, в государстве должны
существовать структуры, которые оценивали бы этот рынок, собирали информацию,
составляли прогнозы, когда нужно включать механизмы федеральных программ
поддержки АПК. На государстве должны лежать обязанности разработки госстандартов
и обеспечения прав производителей.
Вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор
Всероссийского научно-исследовательского института экономии сельского хозяйства
Иван Ушачев, участвовавший в разработке предыдущего закона, тем не менее признал
достоинства нового законодательного акта. Однако при этом заметил, что основным
его недостатком является рамочный характер. “Селяне ждут конкретных норм, а в
тексте сегодня существует единственная конкретная норма”, – заявил ученый. И
сослался на 12-ю статью законопроекта, где определено, что господдержка АПК не
может быть ниже 10 процентов от бюджета. При этом он заметил, что, к сожалению,
именно этот пункт и вызывает большие сомнения: поскольку, по его мнению, Минфин
не пропустит такую норму.
Это замечание вызвало весьма бурную реакцию у Сергея Миронова, который
заметил, что именно здесь и нужно выяснить: кто определяет действительную
политику в государстве – “Президент и Федеральное Собрание или бухгалтерия”? По
мнению Председателя Совета Федерации, Минфин должен исполнять то, что ему
предписывают. “А если происходит наоборот, то получается то, что получается”, –
резюмировал Сергей Миронов. И призвал коллег ставить политические задачи
без оглядки на конкретные министерства, пусть и весьма влиятельные.
По мнению же другого участника совещания – директора Всероссийского института
аграрных проблем и информатики Александра Петрикова, в законопроекте необходимо
дать четкое определение сельхозпроизводителю, а также создать перечень условий
господдержки, поскольку гарантированные 12-й статьей 10 бюджетных процентов
вовсе не гарантируют этой самой поддержки. Поэтому и важно то, каким образом они
будут распределяться. При этом ученый заметил, что если не удастся
законодательно “протащить” эти самые 10 процентов, то к третьему чтению
законопроекта необходимо потребовать от Правительства разработки государственной
программы развития сельского хозяйства, где все механизмы и должны быть детально
прописаны. По его мнению, необходимо более четко прописать и полномочия
Минсельхоза. Александр Петриков выразил сомнения в том, что система бирж сможет
решить все проблемы по формированию рынка.
Другой не менее важный вопрос поставил заместитель председателя Комитета
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Николай Долгушкин. Он
заметил, что создание конкурентоспособного сельского хозяйства невозможно без
конкурентоспособных работников. И в подтверждение этого тезиса привел цифры:
сегодня в России 7 процентов руководителей сельских хозяйств не имеют полного
среднего образования, а 30 процентов довольствуются исключительно теми знаниями,
которые дала средняя школа. В связи с этим сенатор предложил создать специальные
государственные структуры, которые смогли бы консультировать
сельхозпроизводителей. И напомнил, что в мировой практике подобное существует. К
примеру, в странах Балтии и в Украине такие советы оформлены законодательно, а в
Дании, если фермер не имеет специального образования, то ему и вовсе не продадут
земельный участок свыше 30 гектаров.
Кстати, еще один разработчик законопроекта Александр Чепа заметил, что
большинство претензий, высказанных на заседании, уже внесены в текст. Он
предложил сенаторам активно участвовать в обсуждении законопроекта уже в
Государственной Думе.
В результате члены совета предложили авторам законопроекта направить свои
предложения в межведомственную рабочую группу, занимающуюся проектом
федерального закона “О развитии сельского хозяйства”.
Александр Ржешевский
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-25.11.2005.-№209.-с.2)