10 июня 2003
Инициатива укрупнения регионов должна осуществляться “не сверху, а снизу”, заявил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Этот процесс, по его словам, необходимо претворять в жизнь по принципу “регион-донор – регион-реципиент”.
Спикер СФ не в первый раз озвучивает идею укрупнения регионов. Именно в ходе его визита в Пермскую область чуть больше года назад было подписано соглашение о слиянии региона с Коми-Пермяцким автономным округом. “Если процесс объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области провалится, это будет иметь последствия для всей Федерации”, – заявил Миронов депутатам местного окружного Законодательного собрания. Нынче он считает, что эксперимент идет успешно, объединение в стадии завершения, но реальный процесс по укрупнению субъектов пока, по его мнению, идет только в этих двух регионах.
Нужен ли он государству?
Идея укрупнения субъектов давно “носится в воздухе” (в политатмосфере), однако заявления обычно носят форму своеобразного зондажа: процесс-то почти не двигается с места. Слишком много интересов различных слоев общества – от элит до “рядовых” трудящихся – затронет объединение территорий, если оно будет происходить. Каждый раз это маленькая, хоть и управляемая революция. Все же, судя по тому, что и сам спикер Совета Федерации постоянно в теме, и другие политики часто затрагивают идею, проблема волнует “верхи”. Председатель Госдумы Геннадий Селезнев, например, заявил журналистам, что только “экономическая целесообразность и перспектива повышения благосостояния человека” могут стать основой для укрупнения российских регионов, при этом подчеркнув: “Я считаю ненормальной нынешнюю ситуацию, когда порой тот или иной субъект Федерации до 90 процентов своего бюджета получает из центра”. Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын прямо сказал, что, на его взгляд, для России достаточно 50 регионов вместо 89 существующих. Подобных заявлений немало.
В высказываниях представителей политических элит, поддерживающих идею укрупнения субъектов Федерации, легко увидеть два основных позитивных посыла – социально-экономический и управленческий. Именно принцип “регион-донор – регион-реципиент” пошел бы на пользу государству как с экономической, так и социальной точек зрения, говорит Миронов. Он тоже считает, что “к примеру, 40 субъектами управлять, с точки зрения государства, гораздо эффективнее, нежели 89”. Однако в оценке перспектив процесса чувствуются и определенные опасения. При слиянии субъектов встанет вопрос об избрании нового губернатора и формировании новых законодательных органов, говорит спикер СФ. “Этот период должен носить переходный характер, поскольку все вопросы должны решаться в спокойной обстановке, без какой-либо конфронтации”, – подчеркивает Миронов.
Вот как оценивает ситуацию директор Института политических исследований Сергей Марков:
– Основа идеи очевидна – присоединение “маломощных” субъектов, не обладающих экономической целостностью, к более крупным. Но существует угроза, что кампания будет осуществляться в интересах самых различных региональных, олигархических групп. Олигархи, подмявшие под себя один регион, будут пытаться подмять другой. И еще одна угроза.
Большая кампания по укрупнению регионов может стать имитацией, подменяющей реальную административную реформу. Если коротко, суть последней в том, чтобы сделать российскую бюрократию работающей, более дешевой и эффективной, чтобы снизилась коррупция и доходы чиновничества переместились из серой зоны в белую. Но очень многие в России хотели бы пойти по пути имитации…
Юрий СТРОГАНОВ.